Содержание
- 
              
            Коммуникативная сторона делового общения
- 
              
            План лекции- Особенности вербальной коммуникации в деловом общении
- Коммуникативные барьеры общения- Классификация барьеров общения
- Пути преодоления барьеров общения
 
- Слушание в деловой коммуникации
- Особенности невербальной коммуникации в деловом общении
 
- 
              
            Основные требования к культуре деловой речи- Правильность - соблюдение норм устной деловой речи
- Точность и ясность - умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка (точность словоупотребления)
- Понятность – использование знакомых слов
- Чистота - отсутствие в речи лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов»
- Богатство и разнообразие – богатство словарного запаса
- Логичность - синтаксическая организация высказывания, которая должна обеспечивать последовательность в усвоении выражаемой мысли, ее непротиворечивость
- Выразительность – живость, активность восприятия слушателями
- Уместность - отбор слов сообразно с целями и условиями общения
- Краткость - отсутствие речевой избыточности (многословия)
 
- 
              
            Правильность речи- Употребление слов в строгом соответствии с их значением- «возведение основного корпуса завода совпало с резким ухудшением климатических условий».
- «декада технической книги будет проходить пять дней»
 
- Речевая недостаточность — пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли- «кафедра начинается ровно в 12 часов» (пропущено «заседание»)
- «декада технической книги будет проходить пять дней»
 
- Неудачный выбор синонима- «необходимо оградить товар от усушки» (уберечь)
 
- Нарушение лексической сочетаемости слов, т.е. Их способности соединяться друг с другом- Встреча созвана, беседа прочитана, завершить обязательства, усилить внимание, повысить кругозор
- «с поставщика взыскали материальный ущерб в пользу заказчика» (материальный ущерб может быть возмещен, взысканы могут быть деньги)
- Нельзя просторечные слова соединять с книжными или сочетать высокие, торжественные обороты с обычными, нейтральными
- «после этого он стал поборником экономии на каждой операции»
 
 
- Употребление слов в строгом соответствии с их значением
- 
              
            
 - Неоправданное употребление вместо беспредложных конструкций предложных сочетаний- показатели по использованию (вместо: показатели использования), оперировать с этими данными (вместо: оперировать этими данными)
 
- Вместо предложной конструкции употребляют беспредложную- «при подготовке машины учитывалась также потребность ее дозаправки (вместо: в ее дозаправке)
 
- Неправильный выбор предлога или неуместное его использование- «дирекция указала о том, что...» (надо: указала на то, что...). «фирма-поставщик настаивает о том, чтобы...» (надо: настаивает на том, чтобы...)
- «инструктаж проведен по той же теме» (вместо: на ту же тему). «составлен график по проведению дополнительной доставки товаров» (вместо: график проведения). «предприятие добилось большого успеха по снижению себестоимости своей продукции» (вместо: успеха в снижении)
 
 
- Неоправданное употребление вместо беспредложных конструкций предложных сочетаний
- 
              
            
 Правильность речи. Недостатки при использовании конструкции с отглагольными существительными - Усложнение речи- Произвести повертывание рукоятки (вместо: повернуть рукоятку)
 
- Использование слов, имеющих искусственный характер словообразования- разбитие тары, непредоставление складских помещений, невхождение в структуру фирмы
 
 
- Усложнение речи
- 
              
            Правильность речи. Ошибки при пользовании причастными оборотами- Смешиваются временные значения причастий- «председатель собрания, выступающий с заключительным словом, ответил на все заданные ему вопросы» (вместо: выступавший)
 
- Ошибочно используются формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени)- «фирмы, пытающиеся это сделать» (вместо: которые попытаются это сделать)
 
- Неудачно используются возвратные формы (на -ся), которые могут иметь различные значения (страдательное, возвратное и др.)- «куры, отправляющиеся на дополнительный откорм» (вместо: отправляемые)
 
 
- Смешиваются временные значения причастий
- 
              
            Правильность речи. Нарушение норм построения сложных предложений- Неправильный выбор союза- «Расходимость товара повышается лишь тогда, если активно ведется его реклама» (вместо «если» нужен союз «когда», соотносительный со словом «тогда» в главном предложении)
 
- Постановка рядом двух однозначных союзов- но однако, что будто бы и т. п.
 
- Повторение частицы «бы» в придаточном предложении, в котором сказуемое выражено условно-сослагательным наклонением- «Если бы эти рекомендации были бы использованы, фирма сохранила бы свое финансовое положение на прежнем уровне»
 
- Повторение одних и тех же союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных предложений- «Развитие дочерних фирм идет так быстро, что можно надеяться, что они скоро станут конкурентоспособными»
 
 
- Неправильный выбор союза
- 
              
            Правильность речи. Ошибки в произношении и ударении- валовОй (не вАловый)
- оптОвый
- экспЕрт
- созвонИмся
- принЯть
- алкогОль
- вИдение (способность видеть)
- видЕние (призрак)
- департАмент
- каталОг
- диалОг (не диАлог)
- дистиллирОванный
- добЫча
- договОр (мн. договОры)
- докумЕнт
- занятОй (человек)
- зАнятый (дом)
- избалОванный
- квартАл (четверть года)
- киломЕтр
- колОсс
- магазИн
 
- 
              
            Точность речи- Злоупотребление книжной лексикой
- Синонимия терминов- Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно
 
- Создание новых слов от иностранных по словообразовательным моделям русского языка- «шлюзовать» (от «шлюз»), «штабелировать», «штабилер» (от «штабель»), «кабелизировать» или «каблировать» (от «кабель»), «блюдаж» и «разблюдовка» («блюдо»)
 
- Злоупотребление штампами и канцеляризмами- «Первичное обслуживание закупаемых машин производится на базе использования обычного шоферского инструмента»
 
- Нарушение норм связи слов во фразе- «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек»
 
 
- 
              
            Понятность речи- Словарный запас русского языка:- Лексика неограниченного употребления- Общеупотребительные, всем понятные слова
 
 - Лексика ограниченного употребления:
 - Термины:- Слово или словосочетание, служащее названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники
- Официальные, узаконенные наименования
 
- Профессионализмы- Не относятся к официальным наименованиям
- Слова и выражения, используемые людьми одной профессии
 
 
- Лексика неограниченного употребления
 
- Словарный запас русского языка:
- 
              
            Чистота речи. «Слова-сорняки» и «слова-паразиты» в деловой речи- Так сказать
- Значит
- Вот
- Собственно говоря
- Видите ли
- Понятно
- Да
- Так
- Скажем, скажем так
- Понимаете
- Будем так говорить
- Однозначно
- Буквально
- По большому счету
- Это самое
- Как бы
 
- 
              
            Требования к краткости деловой речи- Плеоназм - одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов- предчувствовать заранее
- темный мрак
- главная суть
- повседневная обыденность
- ценное сокровище
 
- Тавтология - повторение того же самого другими словами, повторение однокоренных слов- в августе месяце
- схематический план
- пять человек шахтеров
- семь штук трансформаторов
- впервые дебютировал
- памятный сувенир
- промышленная индустрия
- рассказывать рассказ
 
- Употребление без надобности иностранных слов
- ничего экстраординарного - ничего особенного- индифферентно - равнодушно
- лимитировать - ограничивать
- ориентировочно - примерно
- функционировать - действовать
 
 
- Плеоназм - одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов
- 
              
            Языковые средства выразительности речиСредства выразительности речи Лексические (тропы): - Гипербола
- Олицетворение
- Эпитет
- Сравнение
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
- Фразеологизмы
 Синтаксические (фигуры речи) - Риторический вопрос
- Повтор:- Эпифора
- Анафора
 
- Антитеза
- Инверсия
- Риторическое восклицание
- Градация
 
- 
              
            Понятие коммуникативных барьеров
- 
              
            Классификация барьеров общенияБарьеры общения: - Технические
- Социально-культурные
- Психологические
- Барьеры непонимания
 
- 
              
            Основные виды коммуникационных барьеров- Технические связаны с появлением шумов (имеющих естественное происхождение) или созданием помех (имеющих искусственное происхождение) в коммуникационных каналах
- Социально-культурные создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы
- Психологические возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений
- Барьеры непонимания источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем)
 
- 
              
            Психологические барьерыБарьеры отношения - связаны с явлением перцепции (познания, восприятия коммуникантом и реципиентом друг друга)
- возникновение чувства неприязни, недоверия к коммуниканту распространяется и на передаваемую информацию
- барьеры отрицательных эмоций, связанные с физическим и эмоциональным состоянием человека (болезненное состояние, состояние страдания или горя, состояние гнева, отвращение или брезгливость, презрение, страх, стыд и вина)
 Барьеры техники и навыков общения - проявляются тогда, когда препятствием для общения является стремление одного из участников коммуникативного процесса, манипулируя информацией, достигать своих, иногда корыстных целей
 
- 
              
            Барьеры отношения
- 
              
            Барьеры отрицательных эмоций
- 
              
            Барьеры техники и навыков общения
- 
              
            Барьеры непониманияФонетические - когда говорят на иностранном языке
- используют большое число иностранных слов или специальную терминологию
- когда говорят быстро, невнятно и с акцентом (невыразительная речь, речь-скороговорка, звуки-паразиты, дефекты речи)
 Семантические - различия в системах значений (тезаурусах)
 Стилистические - несоответствие стиля речи коммуниканта и ситуации общения
 Логические - возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики
 
- 
              
            Способы преодоления избеганияПриемы управления вниманием - Удержание внимания
- Привлечение внимания
 
- 
              
            Сущность приемов привлечения внимания- Прием нейтральной фразы. В начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая значение и привлекающая внимание партнеров
- Прием завлечения. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять
- Установление зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
 
- 
              
            Сущность приемов поддержания внимания- Прием «изоляции». По возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них
- Прием навязывания ритма. Постоянное изменение характеристик голоса и речи
- Прием акцентировки:- Прямая: употребление различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания (таких, например, как "прошу обратить внимание", "важно отметить, что...", "необходимо; подчеркнуть, что..." и т.д.)
- Косвенная: места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраста
 
 
- 
              
            Способы преодоления барьеров непонимания
- 
              
            Правило рамки
- 
              
            Правило цепиВарианты перечисления: - Простое перечисление
- Ранжирование
- Логическая цепь
 
- 
              
            Преодоление логического барьера- Учет логики и жизненной позиции собеседника
- Правильная аргументация- Возрастающая (сила аргументов к концу общения возрастает) или убывающая (сила аргументов к концу общения ослабевает)
- Односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные) или двусторонняя (когда используются различные — как положительные, так и отрицательные — аргументы)
 
 
- 
              
            Виды слушания в деловом общенииВиды слушания - По степени активности взаимодействия- Направленное критическое: слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его "понимает»
- Эмпатическое: сначала слушающий пытается понять, что говорит партнер, а уже потом проводит критический анализ
 
- По приоритету понимания- Рефлексивное (активное): умение так построить общение, чтобы партнер мог как можно более полно раскрыть смысл своего сообщения
- Нерефлексивное: умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями
 
 
- По степени активности взаимодействия
- 
              
            Виды ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание
- 
              
            Типичные ошибки слушания- Перебивание собеседника
- Поспешные выводы
- Поспешные возражения
- Непрошенные советы
 
- 
              
            Кодирование выражения лица
- 
              
            
 Скоординированность движения лицевых мышц в некоторых эмоциональных состояниях Удивление: - Брови округлены и высоко подняты
- Кожа под бровями натянута
- Горизонтальные морщины на лбу
- Веки раскрыты
- Рот открыт, зубы разъединены
 Отвращение - Верхняя губа приподнята, нижняя слегка выпячена
- Нос наморщен
- Щеки подняты
- Нижние веки подняты, под ними морщины
 
- 
              
            Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской)
- 
              
            Жесты, выражающие позицию человека в общении
- 
              
            Значение позы в общенииПоза - положение человеческого тела, типичное для данной культуры. 
- 
              
            ПоходкаПоходка - скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. 
- 
              
            Влияние области лица и тела на значение взгляда- Деловой взгляд
- Интимный взгляд
- Светский взгляд
 
- 
              
            Степень открытости глаз
- 
              
            Направление взгляда
- 
              
            
 
- 
              
            Движение глаз
- 
              
            Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
- 
              
            Громкость речи
- 
              
            Скорость речи
- 
              
            Окраска голоса
- 
              
            Виды рукопожатий в зависимости от разворота ладоней- Хозяин положения
- Уступаю инициативу
- Равноправное рукопожатие
 
- 
              
            Виды рукопожатий- Властное рукопожатие
- Нейтрализация властного рукопожатия
- Перчатка
 
- 
              
            
 - Пожатие прямой несогнутой рукой
- Пожатие кончиков пальцев
- Пожатие с потягиванием руки на себя
 
- 
              
            Рукопожатия с использованием обеих рук- Пожатие запястья
- Пожатие локтя
- Пожатие предплечья
- Пожатие плеча
 
- 
              
            Пространственное размещение двух людей- Закрытая позиция. Враждебно настроенные друг к другу люди
- Открытая треугольная позиция
- Закрытая позиция. Корпус тела развернут в сторону заинтересовавшего человека
 
- 
              
            Техника включения/исключения собеседника из разговора- Разворотом тел друг к другу они исключают из своего круга человека, сидящего рядом
- Открытая треугольная позиция, указывающая на ситуацию принятия в компанию третьего человека
- Третий человек не принят двумя первыми
- Ступени ног выражают заинтересованность
 
- 
              
            
 Позиции в процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом - Непринужденного общения (угловое расположение)
- Сотрудничества (делового взаимодействия)
- Соревновательно-оборонительная
- Независимая
 
- 
              
            Ключевые понятия- Плеоназм
- Тавтология
- Критическое слушание
- Эмпатическое слушание
- Активное слушание
- Нерефлексивное слушание
- Коммуникативные барьеры
- Барьеры отрицательных эмоций
- Барьеры отношения
- Контрсуггестия
- Избегание
- Непонимание
- Фонетический барьер
- Семантический барьер
- Стилистический барьер
- Логический барьер
- Правило рамки
- Правило цепи
- Прием нейтральной фразы
- Прием завлечения
- Прием навязывания ритма
- Прием акцентировки
 
- 
              
            Приобретенные знания- Знание основных требований к грамотной, культурной речи
- Знание основных видов коммуникативных барьеров
- Знание приемов преодоления коммуникативных барьеров
- Знание основных видов слушания, типичных ошибок и правил слушания
- Знание основных невербальных сигналов в деловом общении
 
- 
              
            Вопросы для самопроверки- Назовите требования, предъявляемые к культуре деловой речи.
- Дайте характеристику видов слушания.
- Каковы правила слушания собеседника?
- Что такое коммуникативные барьеры? Назовите причины их возникновения в общении.
- Перечислите основные виды коммуникативных барьеров.
- Охарактеризуйте основные пути преодоления коммуникативных барьеров.
- Охарактеризуйте значение невербальных знаков в деловом общении.
 
- 
              
            Рекомендуемая литература- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Колесников Н.П. , Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.
- Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учеб. пособие для вузов. - М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2000. - 271 с.
- Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
 
- 
              
            
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.