Содержание
-
Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере
Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Феномен формирования первого впечатления.
-
-
План лекции
- Сущность перцептивной стороны общения;
- Типовые схемы формирования первого впечатления;
- Факторы, обуславливающие ошибки восприятия;
- Преодоление ошибок при знакомстве с человеком;
- Распознавание невербальных сигналов;
- Способ мысленного эксперимента.
-
Ключевые понятия
- Перцепция
- Восприятие
- Фактор превосходства
- Фактор привлекательности
- Фактор отношения к наблюдателю
-
Сущность перцептивной стороны общения
-
Основные понятия
- Перцепция - процесс восприятия одним человеком другого
- Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения
-
Этапы процесса восприятия
-
Наиболее важные и информативные для процесса познания наблюдателем психологические и другие свойства наблюдаемого
- Выражение лица (мимика)
- Способы выражения чувств (экспрессия)
- Жесты и позы
- Походка
- Внешний вид (одежда, прическа)
- Особенности голоса и речи
-
Типовые схемы формирования первого впечатления
-
Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
-
-
Источники информации для определения фактора превосходства
- одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.
- манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
-
Признаки, свидетельствующие о превосходстве в одежде
-
Признаки, свидетельствующие о превосходстве в манере поведения
- Независимость от партнера - человек не показывает, что ему интересен тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о чем, он говорит ("снаружи« выглядит как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п.)
- Независимость от ситуации общения - человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д.
- Независимость от различных мелких, неписанных норм общения - слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре; человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти; человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли
-
Преодоление ошибок при знакомстве с человеком
-
Способы преодоления ошибок первого впечатления
- Хорошо разбираться в невербальных сигналах и понимать человека по его внешности и элементам поведения
- Способ мысленного эксперимента - заключается в умении быстро поменять в воображении признаки превосходства (цена, силуэт, цвет одежды, независимость поведения) - на прямо противоположные.
-
Факторы, влияющие на невербальный язык
- национальная принадлежность;
- состояние здоровья;
- профессия человека;
- уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
- статус человека;
- принадлежность к группе;
- актерские способности;
- возраст;
- сочетание невербальных знаков;
- возможность проявить и воспринять невербальные средства общения.
-
Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской)
-
Жесты, выражающие позицию человека в общении
-
Значение позы в общении
Поза - положение человеческого тела, типичное для данной культуры.
-
Сигналы тела
- А - человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает
- Б - человек, который стремится добиться от других подчинения, хочет давать указания типа: «Ну, достаточно, прекращайте!» и не собирается скрывать своих намерений
- В – человек находится в оборонительной позиции: «Я настаиваю на том, чтобы за мной сохранили это место». Или: «Нет, спасибо, я ни при каких обстоятельствах не буду изменять свое решение»
- Г - смущенный и неуверенный человек
- Д - человек, стремящийся выказать преувеличенную почтительность
- Е - человек, стесняющийся своего высокого роста, ходит на низких каблуках и сутулится
- Ж - эту позу часто принимают руководители низшего звена, любующиеся собой и всеми силами желающие убедить мир в том, как важна их должность
-
Походка
Походка - скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков.
-
Влияние области лица и тела на значение взгляда
- Деловой взгляд
- Интимный взгляд
- Светский взгляд
-
Степень открытости глаз
-
Направление взгляда
-
-
Движение глаз
-
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
-
Громкость речи
-
Скорость речи
-
Окраска голоса
-
Виды рукопожатий в зависимости от разворота ладоней
- Хозяин положения
- Уступаю инициативу
- Равноправное рукопожатие
-
Виды рукопожатий
- Властное рукопожатие
- Нейтрализация властного рукопожатия
- Перчатка
-
- Пожатие прямой несогнутой рукой
- Пожатие кончиков пальцев
- Пожатие с потягиванием руки на себя
-
Позиции в процессе общения в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом
- Непринужденного общения (угловое расположение)
- Сотрудничества (делового взаимодействия)
- Соревновательно-оборонительная
- Независимая
-
Приобретенные знания
- Знание понятий «перцепция» и «восприятие»
- Знание факторов, приводящих к ошибкам первого впечатления
- Умение распознавать знаки во внешнем облике и манере поведения другого человека, запускающие в действие ошибки первого впечатления
- Знание способов преодоления ошибок первого впечатления
- Умение распознавать невербальные сигналы и понимать другого человека по его внешности и элементам поведения
-
Вопросы для самопроверки
- Какова роль восприятия в процессе общения?
- Каковы типовые схемы формирования первого впечатления?
- Назовите основные ошибки, возникающие при формировании первого впечатления.
-
Рекомендуемая литература
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.