Содержание
-
Коммуникативные барьеры общения
- Общение как инструмент этики деловых отношений
- Профессиональная этика и этикет
-
Модель коммуникационного процесса с двумя участниками
Основные элементы:
- Источник сообщения (коммуникатор) — создатель сообщения, лицо генерирующее идею;
- Коды — символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации;
- Сообщение — информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю;
- Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.
-
План лекции
- Понятие коммуникативных барьеров
- Виды барьеров общения
- Психологические барьеры
- Барьеры отношения
- Барьеры техники и навыков общения
- Барьеры непонимания
- Психологические барьеры
- Пути преодоления барьеров общения
- Приемы преодоления избегания
- Приемы преодоления барьеров непонимания
-
Понятие коммуникативных барьеров
-
Процесс восприятия информации
-
Понятие коммуникационных барьеров
-
Виды барьеров общения
-
Классификация барьеров общения
-
Основные виды коммуникационных барьеров
- Технические связаны с появлением шумов (имеющих естественное происхождение) или созданием помех (имеющих искусственное происхождение) в коммуникационных каналах
- Социально-культурные создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы
- Психологические возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений
- Барьеры непонимания источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем)
-
Психологические барьеры
Барьеры отношения
- связаны с явлением перцепции (познания, восприятия коммуникантом и реципиентом друг друга)
- возникновение чувства неприязни, недоверия к коммуниканту распространяется и на передаваемую информацию
- барьеры отрицательных эмоций, связанные с физическим и эмоциональным состоянием человека (болезненное состояние, состояние страдания или горя, состояние гнева, отвращение или брезгливость, презрение, страх, стыд и вина)
Барьеры техники и навыков общения
- проявляются тогда, когда препятствием для общения является стремление одного из участников коммуникативного процесса, манипулируя информацией, достигать своих, иногда корыстных целей
-
Барьеры отношения
-
Барьеры отрицательных эмоций
-
Типы акцентуации характера (Г. Шмишек)
- Гипертимический - постоянное повышенное настроение, сверхбойкий человек
- Дистимический - во всем противоположный гипертимическому, вечно серьезный, замкнутый, угрюмый человекпостоянное
- Циклоидный - циклическая смена настроений: человек ведет себя то как гипертимик, то как дистимик
- Возбудимый - гневливость, склонность к неадекватно резкой реакции
- Застревающий - человек с таким характером несклонен забывать ни причиненное ему зло, ни сделанное ему добро
- Педантичный - занудливость, склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям
- Тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность
- Эмотивный - излишняя чувствительность, сердобольность, слезливость
- Демонстративный - манерность, истероидность, эгоцентричность
- Экзальтированный - склонность к преувеличенно искреннему выражению чувств
-
Манеры субъектов общения,ведущие к трудностям при коммуникации
- Доминантный субъект общения
- испытывает потребность обратитьсяк какому-либо человеку, и его не слишком заботит уместность, целесообразность такого обращения
- не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые ему поставлены
- хочет сам оказывать влияние надругих, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению
- в общении напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же
- Недоминантный субъект общения
- человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос , высказать точку зрения
- очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера
- уступчив, легко теряется, не перебивая партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его
- нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте
- Мобильный субъект общения
- обладает легкой манерой переключения внимания, быстрой рефлексивной оценкой
- Ригидный субъект общения
- требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения
- слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл
- не любит, чтобы его перебивали, не терпит поспешности в изложении мысли от других
- Доминантный субъект общения
-
Барьеры техники и навыков общения
-
Барьеры непонимания
Фонетические
- когда говорят на иностранном языке
- используют большое число иностранных слов или специальную терминологию
- когда говорят быстро, невнятно и с акцентом (невыразительная речь, речь-скороговорка, звуки-паразиты, дефекты речи)
Семантические
- различия в системах значений (тезаурусах)
Стилистические
- несоответствие стиля речи коммуниканта и ситуации общения
Логические
- возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики
-
Пути преодоления барьеров общения
-
Способы преодоления избегания
-
Сущность приемов привлечения внимания
- Прием нейтральной фразы. В начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая значение и привлекающая внимание партнеров
- Прием завлечения. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять
- Установление зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
-
Сущность приемов поддержания внимания
- Прием «изоляции». По возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них
- Прием навязывания ритма. Постоянное изменение характеристик голоса и речи
- Прием акцентировки
- Прямая - употребление различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания (таких, например, как "прошу обратить внимание", "важно отметить, что...", "необходимо; подчеркнуть, что..." и т.д.)
- Косвенная - места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраста
-
Способы преодоления барьеров непонимания
-
Правило рамки
-
Правило цепи
- Варианты перечисления
- Простое перечисление
- Ранжирование
- Логическая цепь
-
Ключевые понятия
- Коммуникативные барьеры
- Барьеры отрицательных эмоций
- Барьеры отношения
- Контрсуггестия
- Избегание
- Непонимание
- Фонетический барьер
- Семантический барьер
- Стилистический барьер
- Логический барьер
- Правило рамки
- Правило цепи
- Прием нейтральной фразы
- Прием завлечения
- Прием навязывания ритма
- Прием акцентирвки
-
Приобретенные знания
- Знание основных видов коммуникативных барьеров
- Знание приемов преодоления избегания
- Знание способов преодоления барьеров непонимания
-
Вопросы для самопроверки
- Что такое коммуникативные барьеры? Назовите причины их возникновения в общении.
- Основные виды коммуникативных барьеров.
- Охарактеризуйте психологические барьеры.
- Что представляют собой барьеры отношения?
- Назовите барьеры отрицательных эмоций.
- Объясните механизм возникновения барьеров техники и навыков общения.
- Что представляют собой барьеры избегания и авторитета?
- Охарактеризуйте барьеры непонимания. С чем связано их возникновение?
- Охарактеризуйте основные приемы преодоления избегания.
- Пути преодоления стилистического барьера.
-
Рекомендуемая литература
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
-
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.