Содержание
-
Понятие общения
Общение как инструмент этики деловых отношений.
-
План лекции
- Сущность общения
- Виды общения. Специфика делового общения
- Формы общения
- Функции и структура общения
-
Сущность общения
-
Определения общения
- Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
- Взаимные сношения, деловая или дружеская связь (С.И.Ожегов);
- Одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой индивиды как физически, так и духовно творят друг друга (К.Маркс);
- Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Краткий психологический словарь);
- Коммуникация, т. е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т. п.
-
Модель коммуникационного процесса с двумя участниками
Основные элементы:
- Отправитель (коммуникатор) — создатель сообщения, лицо, генерирующее идею;
- Сообщение — информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю;
- Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора реципиенту.
- Получатель (реципиент) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
-
Этапы общения
-
Средства коммуникативного общения
Вербальные: человеческая речь – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков;
Невербальные
- Общение посредством неречевых знаковых систем
- Передают отношение к партнеру по общению
- Отражают психологическое состояние и служат средством его выражения
-
Классификация вербальных средств
-
Системы организма, участвующие в невербальной коммуникации
-
Классификация невербальных средств общения
-
Кинесические средства общения
- Поза - положение человеческого тела, типичное для данной культуры
- Жесты — разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон
- Мимика — движения мышц лица
- Походка — стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние
-
Классификация жестов
-
Пространственные зоны в человеческом контакте
- Интимная зона - допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения
- Личная зона - для обыденной беседы с друзьями и коллегами; визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор
- Социальная зона - во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми
- Публичная зона - общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге
-
Классификация каналов общения
-
Иерархия каналов коммуникации по эффективности воздействия
-
Шум
- Шум - это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией
- Внешние — предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается;
- Внутренние — мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом;
- Семантические - значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.
-
Контекст
Это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации
- Физический — включает местоположение коммуникационного процесса, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток;
- Социальный — включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками;
- Исторический - включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации;
- Психологический – включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение;
- Культурный - включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени.
-
Специфика общения
- Предметная деятельность - жёсткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта
- Общение - обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами, каждый из которых является одновременно и субъектом, и объектом
-
Виды общения. Специфика делового общения
-
Классификация видов общения
-
Виды коммуникаций в деловом общении
-
Специфика делового общения
- Предметом общения является дело, т.е. возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта
- Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта
-
Конечные цели делового общения
- Взаимопонимание
- Деньги
- Дело
- Деятельность
- Результат
- Продуктивное сотрудничество
-
Деловое общение - это
-
Формы делового общения
-
Особенности форм деловой коммуникации
-
Формы делового общения
- Деловой разговор
- контакт людей в устной форме, касающийся деловой деятельности и ее различных аспектов: производственного, творческого и иных направлений
- не обязательно должен осуществляться посредством личного общения, могут применяться и технические средства, например телефон, Интернет, видеотехника
- Деловая беседа
- рассмотрение в течение более длительного периода времени каких-либо проблем, которые определены заранее
- возможна только при непосредственном контакте ее участников
- Деловая переписка
- служебное послание в виде официального документа, а также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов на них
- Деловое совещание
- дискуссия с целью разрешения организационных задач, включающая в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений
- Деловые переговоры
- деловое общение с целью устранения противоречий между собеседниками и выработки общего решения
- Публичное выступление
- непосредственное речевое воздействие выступающего на аудиторию
- Устные и письменные распоряжения
- Информирование сотрудников
- Деловой разговор
-
Виды деловых совещаний
По форме организации
- диктаторское (ведущая роль принадлежит руководителю)
- сегрегативное (доклады участников заранее планируются)
- дискуссионное (свободный обмен мнениями и информацией с последующим утверждением решения руководителем)
- кулуарное (продолжение другого совещания)
По целевой установке
- информационное (доклад о текущей работе)
- направленное на принятие решений
- творческое (цель - поиск новых идей и путей развития)
-
Отличительные признаки деловых переговоров
- В деловых переговорах принимает участие не менее двух сторон, каждая из которых преследует свои интересы;
- Согласование интересов по результатам переговоров является главной их целью;
- После проведения переговоров результат обязательно фиксируется в каком-либо юридическом документе.
-
Функции и стороны общения
-
Структура общения
-
Приобретенные знания
- Определение понятия «общение»
- Знание основных элементов процесса общения
- Знание видов общения
- Знание отличия делового общения от обыденного
- Знание форм делового общения, их отличительных особенностей
- Знание структуры общения
- Знание сущности трех сторон общения
-
Вопросы для самопроверки
- Дайте определение общения, назовите основные его функции.
- Какова структура общения?
- Какие Вы знаете виды общения?
-
Рекомендуемая литература
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
- .
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.