Содержание
-
Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере
Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Этические нормы использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
-
Структура общения
-
Средства коммуникативного общения
Вербальные: человеческая речь – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков;
Невербальные:
- Общение посредством неречевых знаковых систем
- Передают отношение к партнеру по общению
- Отражают психологическое состояние и служат средством его выражения
- Материал для восстановления знаний
-
Классификация вербальных средств
-
Классификация невербальных средств общения
-
Основные элементы:
- Источник сообщения (коммуникатор) — создатель сообщения, лицо генерирующее идею;
- Коды — символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации;
- Сообщение — информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю;
- Канал — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.
-
План лекции
- Этические нормы использования вербальных средств делового общения
- Этические принципы речевого поведения менеджера
- Этические нормы речевого общения в профессиональной сфере
- Этические аспекты слушания в деловом общении
- Этические нормы использования невербальных средств делового общения
- Коммуникативные барьеры общения
- Виды барьеров общения
- Внешние барьеры
- Внутренние барьеры
- Пути преодоления барьеров общения
- Виды барьеров общения
- Этические нормы использования вербальных средств делового общения
-
Этические нормы использования вербальных средств делового общения
-
Профессиональные компетенции менеджера
-
Этические принципы речевого поведения менеджера
-
Система этических норм речевого общения
-
Уровни реализации системы этических норм речевого общения
-
Универсальные этикетные формулы в официальной обстановке повседневного делового общения
-
Правила употребления обращения «господин»
- в форме единственного числа обращение «господин» не употребляется самостоятельно, но только с фамилией, званием или должностью (господин Онучкин, господин губернатор, господин председатель, господин профессор)
- обращение «господа» или «дамы и господа» - это обращение равного к равным. Иногда оно сочетается с индексовыми обращениями при условии однородности аудитории: господа банкиры, господа предприниматели.
- поскольку обращение еще сохраняет как старое лексическое значение, так и социально-политический дореволюционный оттенок («хозяин своего положения»), оно не должно употребляться по отношению к малоимущим, безработным и другим социально незащищенным слоям населения. В этом случае оно может звучать просто как издевательство: «господа безработные» или «господа беженцы».
-
Основные требования к культуре деловой речи
- Правильность - соблюдениенорм устной деловой речи
- Точность и ясность - умение четко и ясно мыслить, знание предмета речи и законов русского языка (точность словоупотребления)
- Понятность – использование знакомых слов
- Чистота - отсутствие в речи лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов»
- Богатство и разнообразие – богатство словарного запаса
- Логичность - синтаксическая организация высказывания, которая должна обеспечивать последовательность в усвоении выражаемой мысли, ее непротиворечивость
- Выразительность – живость, активность восприятия слушателями
- Уместность - отбор слов сообразно с целями и условиями общения
- Краткость - отсутствие речевой избыточности (многословия)
-
«Слова-сорняки» и «слова-паразиты» в деловой речи
- Так сказать
- Значит
- Вот
- Собственно говоря
- Видите ли
- Понятно
- Да
- Так
- Скажем, скажем так
- Понимаете
- Будем так говорить
- Однозначно
- Буквально
- По большому счету
- Это самое
- Как бы
-
Требования к краткости деловой речи
Плеоназм - одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов
- предчувствовать заранее
- темный мрак
- главная суть
- повседневная обыденность
- ценное сокровище
Тавтология - повторение того же самого другими словами, повторение однокоренных слов
- в августе месяце
- схематический план
- пять человек шахтеров
- семь штук трансформаторов
- впервые дебютировал
- памятный сувенир
- промышленная индустрия
- рассказывать рассказ
Употребление без надобности иностранных слов
- ничего экстраординарного - ничего особенного
- индифферентно - равнодушно
- лимитировать - ограничивать
- ориентировочно - примерно
- функционировать - действовать
-
Языковые средства выразительности речи
-
Эвфемизмы
Подбор говорящим таких обозначений, которые не только смягчают способ выражения, но и маскируют, вуалируют суть явления
- скончаться вместо умереть
- говоритьнеправду вместо врать
- либерализация цен вместо повышение цен
- изделие (об атомной бомбе)
- новообразование вместо опухоль
- педикулёз вместо вшивость
-
Виды слушания в деловом общении
-
Виды ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание
-
Типичные ошибки слушания
- Перебивание собеседника
- Поспешные выводы
- Поспешные возражения
- Непрошенные советы
-
Этические нормы использования невербальных средств делового общения
-
Классификация невербальных знаков с точки зрения этикета
Не несущие специфической этикетной нагрузки
- дублирующие или заменяющие собой сегменты речи – указующие, выражающие согласие и отрицание, эмоции и пр.
Требуемые этикетными правилами
- поклоны, рукопожатия и пр.
Имеющие инвективное, оскорбительное значение
-
Приоритет при рукопожатиях в деловой обстановке
-
Виды рукопожатий в зависимости от разворота ладоней
- Хозяин положения
- Уступаю инициативу
- Равноправное рукопожатие
-
Рукопожатия с использованием обеих рук
- Пожатие запястья
- Пожатие локтя
- Пожатие предплечья
- Пожатие плеча
-
Приобретенные знания
- Знание структуры системы этических норм речевого поведения в профессиональной сфере
- Знание основных этических норм на различных уровнях системы речевого общения
- Знание этических норм невербального поведения в деловом общении
-
Вопросы для самопроверки
- Охарактеризуйте речевые средства убеждения партнера.
- Перечислите этические нормы речевого общения менеджера?
- Назовите требования, предъявляемые к культуре деловой речи
- Каковы этические нормы в процессе слушания собеседника?
- Правила вербального этикета.
-
Рекомендуемая литература
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.