Содержание
-
Культура и цивилизация
-
План темы
- Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация.
- Внешняя и внутренняя культура.
- Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения.
- Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
-
По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.Цицерон (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.)
-
Понятие культура в истории философии
- Средние века: культура - это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.
- Эпоха Возрождения: под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.
- Просветители XVIII в.(Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума - светлого, цивилизованного начала.
- В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе (Ж. Ж. Руссо).
-
- Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека.
- Классическая марксистская философия XIX в.:понятие культуры стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности.
-
Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.
- Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов;
- О. Шпенглер: теория «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры (выделял и характеризовал 8 локальных культур), переход общества к цивилизации (индустриальное общество) означает кризис и гибель культуры.
-
Философия XX в.
- 3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой; К. враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.
- Д. Белл, Р.Арон: К. сводилась к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.
- В докладах Римского клуба (А. Печчеи и др.): необходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
- А. Швейцер: современная К. призвана быть прежде всего «живой этикой», как основание «нового гуманизма».
-
Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.): понятие К. имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.рис. И. Н. Крамской. Портрет Л. Н. Толстого (1873)фото. Данилевскийфото. Л.Н. Гумилёв
-
Определение культуры
- «Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход», «обработка», «почитание».
- Культура - это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей.
- Культура - это все созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир, «вторая природа», существующая наряду с обычной природной средой.
-
Культура имеет 2 слоя
- Духовная культура: включает совокупные знания и методы познания, формы мышления (сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека).
- Материальная культура: орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания.
-
Формы культуры
- Политическая культура - единство политического сознания и политической деятельности.
- Художественная культура как мир произведений искусства, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.
-
Социальные функции культуры
- Познавательная:помогает получать знания о человеке и окружающем мире;
- Практическая:указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков;
- Аксиологическая:К.являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека - идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.
-
Социальные функции культуры:
Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.
-
Исторические типы культуры
Первый тип: культура «традиционного» общества (древние Египет, Китай, Индия; страны «третьего мира»):
- господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление нововведений;
- невысокая степень практического вмешательства человека в природу;
- экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью;
- свобода индивида фактически отсутствует, подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.
-
Второй тип - культура «техногенного» общества:
- Динамичное развитие знаний и техники;
- активная предметная деятельность человека и его вторжение в природу, психология ее покорения;
- активная и целеустремленная деятельность как высшее предназначение человека;
- природа воспринимается как кладовая и мастерская, а человек в ней - умелый работник;
- Человек рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы (искусственной среды обитания), а знания - это его основная сила.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.