Содержание
-
Механизмы и эффекты межличностного восприятия
Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.
-
Структура общения
-
Основные понятия
- Перцепция - процесс восприятия одним человеком другого.
- Восприятие - целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
-
Этапы процесса восприятия
-
План лекции
- Механизмы межличностного восприятия
- Идентификация и эмпатия
- Рефлексия
- Межличностная аттракция
- Каузальная атрибуция
- Эффекты межличностного восприятия
- Эффект ореола
- Эффект первичности
- Эффект новизны
- Эффект (явление) стереотипизации
- Механизмы межличностного восприятия
-
Ключевые понятия
- Идентификация
- Эмпатия
- Рефлексия
- Аттракция
- Стереотипизация
- Каузальная атрибуция
- Эффект ореола
- Эффект первичности
- Эффект новизны
-
Механизмы межличностного восприятия
-
Механизмы межличностной перцепции
- Познание и понимание людьми друг друга
- Идентификация
- Эмпатия
- Аттракция
- Стереотипизация
- Познание самого себя в процессе общения
- Рефлексия
- Прогнозирование поведения партнера по общению
- Каузальная атрибуция
- Познание и понимание людьми друг друга
-
Идентификация
- Способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению
- Обозначает тот простой эмпирический факт, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему
- При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях
-
Эмпатия
- Понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека
- Эмоциональное сопереживание другому человеку, способность эмоционально воспринять, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами
- Основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир
- К. Роджерс (1902—1987): «Эмпатическое понимание - умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание».
-
Рефлексия
- Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
- Предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия
- Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других"
-
Общая модель рефлексии
-
Аттракция
- Взаимная привлекательность, форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему
- Уровни аттракции
- Симпатия - эмоциональная положительная установка на объект
- Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с другим человеком
- Дружба
- Любовь
- Факторы, влияющие на аттракцию:
- Сходство «Я-концепций» партнеров
- Функциональная дистанция – то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни
-
Этапы процесса познания
-
Каузальная атрибуция
- Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина + attribuo -придаю, наделяю, приписываю
- Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта)
- Атрибуции - приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик
-
Трактовки источников поведения
- Диспозиционные (внутренние) атрибуции
- объясняют наблюдаемое поведение причинами, лежащими внутри индивидуума
- Ситуативные (внешние) атрибуции
- объясняют наблюдаемое поведение сложившейся ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной и физической среды, которые заставляют человека вести себя определенным образом
- Диспозиционные (внутренние) атрибуции
-
Основные положения теории каузальной атрибуции
- Люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека
- Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку
- Такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя
-
Схемы причинности
-
Модель каузальной атрибуции Ф.Хайдера
-
Модель каузальной атрибуции Келли
-
Классы причин, приводящие к отклонениям реальной каузальной атрибуции от идеальных моделей
- Информационные различия - заключаются в различном владении информацией о действии — деятель знает об «истории» действия больше, чем наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы, ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой информации нет
- Мотивационная предубежденность - различного вида защитные функции (пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов, т.е. успех - личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)
-
Ошибки атрибуции
- Фундаментальная ошибка атрибуции
- переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
- склонность людей при объяснении своего собственного поведения приписывать причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения - в основном внутренним условиям, диспозициям
- Ошибка «иллюзорных представлений»
- люди используют априорную информацию о причинных связях
- Ошибка «ложного согласия»
- приписывание причин поведения всегда происходит с эгоцентрической позиции, причем переоценивая его обычность и распространенность
- Фундаментальная ошибка атрибуции
-
«Эффекты» межличностного восприятия
-
Эффекты восприятия людьми друг друга
- Эффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее
- Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека)
- Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека)
-
Явление стереотипизации
- Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы
- Понятие «стереотип» впервые было использовано американским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
- Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций
- Социальный стереотип - устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы
-
Следствия стереотипизации
- Упрощение процесса познания другого человека позволяет быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида (при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие)
- Возникновение предубеждений - сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия
-
Классификация стереотипов
-
Особенности социальных стереотипов
- предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации (эксперимент А.А. Бодалева)
- социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения
- социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации
- стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности
- чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип
-
Приемы манипулирования социальными стереотипами
Навешивание ярлыков
- человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д.
«Блистательная неопределенность»
- «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д.
Апелляция к большинству
- «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...», «коллектив считает, что…» и т.д.
Перенос
- ссылка на авторитетную личность
Простонародность, или "свой парень»
- идентификация с народом, подчиненными
-
Приобретенные знания
- Знание механизмов межличностного восприятия
- Идентификации
- Эмпатии
- Аттракции
- Каузальной атрибуции
- Знание эффектов межличностного восприятия
- Ореола
- Первичности
- Новизны
- Стереотипизации
-
Вопросы для самопроверки
- Какие существуют механизмы межличностного восприятия?
- Каким образом происходит процесс понимания причин поведения партнеров по общению?
- В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной атрибуции?
- Охарактеризуйте наиболее известные эффекты межличностного восприятия.
-
Рекомендуемая литература
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
- Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.