Презентация на тему "Организация проблемного обучения"

Презентация: Организация проблемного обучения
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа - наработанный методический материал, которым автор решила поделиться с коллегами - педагогами младших классов. В своей работе автор описывает еще один способ подачи нового материала детям.

Краткое содержание

  • Проблемные ситуации
  • Технологическая схема проблемного обучения
  • Примеры
  • Методические приёмы создания проблемных ситуаций
  • Необходимые условия реализации проблемной технологии

Содержание

  • Презентация: Организация проблемного обучения
    Слайд 1

    Трофимова Елена Вячеславовна

    Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ № 2»

  • Слайд 2

    Организация проблемного обучения

  • Слайд 3

    Проблемные ситуации

    • психологическая педагогическая
    • (деятельность ученика) (организация учебного процесса)

  • Слайд 4

    Технологическая схема проблемного обучения

    • Новые ЗУН, СУД (способы умственных действий)
    • Решение проблемы
    • Информация
    • Помощь
    • Педагогическая
    • проблемная
    • ситуация
    • Проблема (осознание неизвестного)
    • поиск
    • Учитель
    • Психологическая проблемная ситуация
    • анализ
    • Новые ЗУН, СУД
    • ученик
  • Слайд 5
  • Слайд 6

    плоды

    • СОЧНЫЕ
  • Слайд 7

    плоды

    • СУХИЕ
  • Слайд 8

    плоды

    • СУХИЕ
    • СОЧНЫЕ
  • Слайд 9
    • СОЧНЫЕ ПЛОДЫ
    • ОДНОСЕМЯННЫЕ ПЛОДЫ
    • МНОГОСЕМЯННЫЕ ПЛОДЫ
  • Слайд 10
    • СУХИЕ ПЛОДЫ
    • ВСКРЫВАЮЩИЕСЯ ПЛОДЫ
    • НЕВСКРЫВАЮЩИЕСЯ ПЛОДЫ
  • Слайд 11

    Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

    • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
    • сталкивает противоречия практической деятельности;
    • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
    • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
    • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
    • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
    • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
    • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).
  • Слайд 12

    Для реализации проблемной технологии необходимы:

    • отбор самых актуальных сущностных задач;
    • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
    • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
    • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
  • Слайд 13

    В начальной школе сделать всё это не просто: здесь дети ещё живут в своём особенном мире,

    где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

    13

Посмотреть все слайды

Конспект

Трофимова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

СКО, Тайыншинский район,

г. Тайынша, ГУ «СШ №2»

Доклад «Организация проблемного обучения»

Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения, предполагающего теоретическое обоснование практических действий, с одной стороны, и практическое приложение законов и правил - с другой. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.

Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников привели педагогов к идее проблемного обучения.

Ставить перед учащимися познавательные проблемы правомерно тогда, когда для их решения дети располагают необходимыми знаниями или опытом.

Учитывая большую роль образной наглядности и предметных действий в познавательной деятельности младших школьников, следует шире использовать для постановки проблем результаты наблюдений учащихся, демонстрацию опытов и их проведение учениками, конкретные ситуации из жизненного опыта детей, показ фильмов, диафильмов и диапозитивов.

Проблемный подход должен получить наибольшее место на уроках применения знаний, особенно по таким предметам, как математика, познание мира, технология. В этом случае даже в начальных классах могут оказаться приемлемыми и более высокие уровни проблемности: при решении некоторых математических задач, выполнении заданий по конструированию возможен вполне самостоятельный поиск учеников 3 класса.

Необходимо отметить, наконец, что при проблемном подходе к обучению ни в какой мере нельзя умалять ведущую роль учителя на любом уроке. Самостоятельность мышления, практических и умственных действий учащихся успешно развивается только в том случае, если познавательной деятельностью детей постоянно, последовательно и умело руководит учитель.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учащихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения.

Учитель

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации показана на рис.). Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

Психологический смысл такой организации заключается в том, что учащиеся при знакомстве с новым материалом не получают от учителя готовых знаний (если дело не идёт о сообщении фактического материала), но ставятся им перед некоторой проблемной ситуацией. Решая вопросы, возникающие в связи с этой проблемой, учащиеся должны как бы самостоятельно "открыть" знания, запланированные программой.

Первым условием проблемного обучения является ясная постановка перед учащимися определённой учебной задачи. Этим достигается осознанное отношение учащихся к трудностям, возникшим перед ними, а вместе с этим осознание цели ближайшей учебной деятельности; таким образом, создаются необходимые условия для возникновения целенаправленной мыслительной деятельности.

Как показали исследования, важна не только постановка проблемы, но и форма такой постановки. Очень важно убедить при этом учащихся в важности этой проблемы для приобретения системы знаний. Важно так или иначе заинтересовать учащихся этим вопросом, мобилизовать их активность, ибо простое понимание цели урока само по себе может не вызвать волевых и эмоциональных усилий школьников. Наиболее активизирует процесс учения создание положительной мотивации у учащихся, главным образом мотивации, связанной с преодолением тех трудностей, источники которых заключаются в ситуациях, переживаемых или пережитых учеником в реальной жизни. Школьные знания воспринимаются учащимися в этом случае через призму реальных жизненных отношений.

Проблемное обучение предполагает такое построение учебного процесса, при котором умственная активность и интерес школьника поддерживаются в течение всего хода урока. Для этого в начале занятия учитель ставит проблему в самой общей форме. Например, на уроке познания мира в 2-м классе учитель обращается к учащимся с вопросом: "что такое плод?". Прямого ответа на свой вопрос учитель не даёт, а вызывает учащихся на догадки (гипотезы), что является необходимой начальной фазой размышления. Ошибочные гипотезы учащихся учитель не просто отвергает, а доказывает классу их ошибочность.

Вместе с тем он расчленяет общую проблему на ряд таких вопросов, каждый из которых наталкивает учащихся на наблюдение за каким-либо существенным признаком предмета (например, плода) или подводит их к признанию несущественности какого-либо свойства или признака (например, съедобность плода, его форма, величина и т.п.). После этого учитель переходит к сравнению разных предметов данного вида (например, разных плодов) и к выделению в них общих существенных признаков, ставя перед учащимися ряд наводящих вопросов (например, " если все эти плоды по виду разные, то почему же их называют одинаково - плоды? Может быть, они всё-таки чем-нибудь похожи друг на друга, может быть у них есть что-нибудь общее? "). Благодаря тому, что перед учащимися в течение урока ставятся всё новые и новые посильные для них задачи и учитель даёт возможность ученикам подумать над их решением, активность мысли учащихся не ослабевает. Если при этом учитель не только сообщает ученикам новые знания, но и обучает их рациональным приёмам и методам умственной работы (как при "добывании" новых знаний, так и при применении знаний на практике), то можно с уверенностью сказать, что в результате достигаются обе цели развивающего обучения: расширение "фонда знаний" и выработка необходимых для развитого мышления умственных приёмов, интеллектуальных умений и навыков.

В результате правильно организованного и рационально построенного процесса усвоения учащиеся овладевают системой знаний, отражающей реальные связи и зависимости предметов и явлений действительности, овладевают материалом на уровне обобщённого понятийного мышления.

Приведём методические приёмы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных сущностных задач;

определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Отражённые моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности.

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес ко всем предметам различными приёмами, надо его воспитывать постепенно: сначала - как интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

В начальной школе сделать всё это не просто: здесь дети ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Новые ЗУН, СУД

(Способы умственных действий)

поиск

Решение проблемы

Новые ЗУН, СУД

Помощь

Проблема (осознание неизвестного)

Информация

ученик

анализ

Психологическая проблемная ситуация

Педагогическая проблемная ситуация

Трофимова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

СКО, Тайыншинский район,

г. Тайынша, ГУ «СШ №2»

Доклад «Организация проблемного обучения»

Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения, предполагающего теоретическое обоснование практических действий, с одной стороны, и практическое приложение законов и правил - с другой. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.

Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников привели педагогов к идее проблемного обучения.

Ставить перед учащимися познавательные проблемы правомерно тогда, когда для их решения дети располагают необходимыми знаниями или опытом.

Учитывая большую роль образной наглядности и предметных действий в познавательной деятельности младших школьников, следует шире использовать для постановки проблем результаты наблюдений учащихся, демонстрацию опытов и их проведение учениками, конкретные ситуации из жизненного опыта детей, показ фильмов, диафильмов и диапозитивов.

Проблемный подход должен получить наибольшее место на уроках применения знаний, особенно по таким предметам, как математика, познание мира, технология. В этом случае даже в начальных классах могут оказаться приемлемыми и более высокие уровни проблемности: при решении некоторых математических задач, выполнении заданий по конструированию возможен вполне самостоятельный поиск учеников 3 класса.

Необходимо отметить, наконец, что при проблемном подходе к обучению ни в какой мере нельзя умалять ведущую роль учителя на любом уроке. Самостоятельность мышления, практических и умственных действий учащихся успешно развивается только в том случае, если познавательной деятельностью детей постоянно, последовательно и умело руководит учитель.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учащихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологическая схема проблемного обучения.

Учитель

Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации показана на рис.). Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

Психологический смысл такой организации заключается в том, что учащиеся при знакомстве с новым материалом не получают от учителя готовых знаний (если дело не идёт о сообщении фактического материала), но ставятся им перед некоторой проблемной ситуацией. Решая вопросы, возникающие в связи с этой проблемой, учащиеся должны как бы самостоятельно "открыть" знания, запланированные программой.

Первым условием проблемного обучения является ясная постановка перед учащимися определённой учебной задачи. Этим достигается осознанное отношение учащихся к трудностям, возникшим перед ними, а вместе с этим осознание цели ближайшей учебной деятельности; таким образом, создаются необходимые условия для возникновения целенаправленной мыслительной деятельности.

Как показали исследования, важна не только постановка проблемы, но и форма такой постановки. Очень важно убедить при этом учащихся в важности этой проблемы для приобретения системы знаний. Важно так или иначе заинтересовать учащихся этим вопросом, мобилизовать их активность, ибо простое понимание цели урока само по себе может не вызвать волевых и эмоциональных усилий школьников. Наиболее активизирует процесс учения создание положительной мотивации у учащихся, главным образом мотивации, связанной с преодолением тех трудностей, источники которых заключаются в ситуациях, переживаемых или пережитых учеником в реальной жизни. Школьные знания воспринимаются учащимися в этом случае через призму реальных жизненных отношений.

Проблемное обучение предполагает такое построение учебного процесса, при котором умственная активность и интерес школьника поддерживаются в течение всего хода урока. Для этого в начале занятия учитель ставит проблему в самой общей форме. Например, на уроке познания мира в 2-м классе учитель обращается к учащимся с вопросом: "что такое плод?". Прямого ответа на свой вопрос учитель не даёт, а вызывает учащихся на догадки (гипотезы), что является необходимой начальной фазой размышления. Ошибочные гипотезы учащихся учитель не просто отвергает, а доказывает классу их ошибочность.

Вместе с тем он расчленяет общую проблему на ряд таких вопросов, каждый из которых наталкивает учащихся на наблюдение за каким-либо существенным признаком предмета (например, плода) или подводит их к признанию несущественности какого-либо свойства или признака (например, съедобность плода, его форма, величина и т.п.). После этого учитель переходит к сравнению разных предметов данного вида (например, разных плодов) и к выделению в них общих существенных признаков, ставя перед учащимися ряд наводящих вопросов (например, " если все эти плоды по виду разные, то почему же их называют одинаково - плоды? Может быть, они всё-таки чем-нибудь похожи друг на друга, может быть у них есть что-нибудь общее? "). Благодаря тому, что перед учащимися в течение урока ставятся всё новые и новые посильные для них задачи и учитель даёт возможность ученикам подумать над их решением, активность мысли учащихся не ослабевает. Если при этом учитель не только сообщает ученикам новые знания, но и обучает их рациональным приёмам и методам умственной работы (как при "добывании" новых знаний, так и при применении знаний на практике), то можно с уверенностью сказать, что в результате достигаются обе цели развивающего обучения: расширение "фонда знаний" и выработка необходимых для развитого мышления умственных приёмов, интеллектуальных умений и навыков.

В результате правильно организованного и рационально построенного процесса усвоения учащиеся овладевают системой знаний, отражающей реальные связи и зависимости предметов и явлений действительности, овладевают материалом на уровне обобщённого понятийного мышления.

Приведём методические приёмы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных сущностных задач;

определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.

Отражённые моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности.

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес ко всем предметам различными приёмами, надо его воспитывать постепенно: сначала - как интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

В начальной школе сделать всё это не просто: здесь дети ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Новые ЗУН, СУД

(Способы умственных действий)

поиск

Решение проблемы

Новые ЗУН, СУД

Помощь

Проблема (осознание неизвестного)

Информация

ученик

анализ

Психологическая проблемная ситуация

Педагогическая проблемная ситуация

Скачать конспект

Сообщить об ошибке