Содержание
-
Клуб Финансовых директоров
Летняя сессияг. Киев, 6-7 июня 2008 г.
-
План доклада:
Эволюция роли и задач контроллера в компании
II. Эффективный финансовый контроллинг - средство повышения финансовой прозрачности бизнеса
III. Построение системы контроллинга в компании
IV. Стратегический и оперативный контроллинг
V. Профиль требований к финансовому контроллеру компании
-
Что хотят акционеры???
Схема компании
Задачи
- Организовать процессы регулярного планирования, учета, контроля, анализа и предоставления отчетности по бизнесам
- Стандартизация процедур управления и контроля в бизнесах
- Информирование акционеров о состоянии компании и достижении поставленных целей
- Координация бизнесов и подразделений компаний по достижению поставленных оперативных и стратегических целей
Акционеры
- Строительный бизнес
- Финансовый бизнес
- Производственный бизнес
- Непрофильные активы
-
Решение акционеров создать в компании службу контроллинга
- Акционеры
- Финансовый департамент
- Процесс учета
- Процесс контроля
- Процесс распределения
- Делегирование части функций и полномочий в новый отдел –
ОТДЕЛ КОНТРОЛЛИНГА
-
Принятие решений по результатам анализа
- Планирование и составление бюджетов для достижения целей бизнесом
- Контроль фактических показателей и отклонений
- Исполнение плановых мероприятий
- Организация потоков информации внутри компании
- Помощь в определении целей деятельности компании
- Разработка KPI для оценки работы, бизнесов департаментов и отделов
- Контроллинг – поставщик информации
- Контроллинг – поставщик информации для руководства
-
Философия контроллинга
§§ 2. Приоритет роста эффективности и стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе над ростом текущих показателей
N.B. Контроллинг – ориентирован на эффективное использование ресурсов и развитие компании в долгосрочной перспективе
§§ 3. Риски от мероприятий по обеспечению роста эффективности и стоимости компании не должны превышать реально допустимые
§§ 1. Менеджмент компании должен перейти от жестко репрессивных действий в отношении персонала к менеджменту «бархатных рукавиц»
-
Разграничение сферы ответственности
Контроллинг в компании отвечает за предоставление объективной информации руководству о ее деятельности и лишь подготовку принятия решений
Руководитель компании (бизнеса) отвечает за результаты ее деятельности
-
Какую пользу должна получить компания от работы службы контроллинга
- Быстрая адаптация стратегических целей бизнеса к изменению условий внешней среды
- Согласование оперативных планов со стратегическими
- Координация оперативных планов для достижения стратегических целей компании
- Своевременная информационная поддержка для менеджеров по принятию решений
- Оперативный контроль за исполнением планов и решений
- Адаптация организационной структуры управления бизнесом от изменяющихся условий на рынке
-
Традиционная схема управления бизнесом
Генеральная цель компании
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
- Подразделения компании
- Видение целей компании менеджерами
- Стратегический менеджмент
- Оперативный менеджмент
-
Стратегия и бизнес – согласие или противоречие:
- Успешность реализации стратегии
- Препятствия для успешной реализации стратегии
- Понимание: только 5-7% сотрудников понимают стратегию компании т.е. слабо развиты коммуникации
- Мотивация: только 25% менеджеров мотивированы на достижение стратегических задач
- Внимание: топ-менеджеры посвящают вопросам стратегии менее 1 часа в месяц
- Ресурсы: более 60% ресурсов компании не связано со стратегией
-
Управления бизнесом в концепции контроллинга
Генеральная цель компании
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
- Подразделения компании
- Стратегический менеджмент
- Оперативный менеджмент
- BSCПодразделений компании
- BSC
-
Эффект от внедрения контроллинга
Эффект моментальному снижению затрат и росту экономической эффективности компании
Эффект разработке технологии эффективного управления, для обеспечения и координации управленческой деятельности по постановке и достижению стратегических и оперативных целей компании
-
На какие вопросы нужно ответить перед началом запуска проекта
- Будет ли служба контроллинга входить в состав какой-либо из служб или будет самостоятельной
- Где в организационной структуре компании акционеры и/или менеджмент видят место службы контроллинга
- Будет ли служба контроллинга подчиняться СЕО, CFO или руководителюбизнес-направления
- Какова степень централизации и децентрализации функций контроллинга в структурных подразделениях
- Как выстроить соподчиненность службы контроллинга по отношению к главному контроллеру
-
Схема построения службы контроллинга в группе компаний
Руководитель управляющей компании
- Главный контроллер
- Руководитель бизнес направления
- Контроллер направления
- Функциональное подчинение
- Линейное подчинение
- 1-й уровень управления
- 2-й уровень управления
-
Этапы внедрения контроллинга в компании
- 2-й год
- 1-й год
- 4-й год
- 3-й год
- 5-й год
Принятие решения акционерами или топ – менеджметом о запуске проекта
- Диагностика существующей системы управления (как есть)
- Разработка концепции «идеальной» системы управления (как должно быть)
- Старт конроллинга в компании
- Вхождение контроллинга в регулярную практику работы компании
- Упрочение позиций службы контроллинга внутри компании
- Рост объема функций и значимости службы контроллинга в компании
-
Когда контроллинг внедрять в компании преждевременно
- Собственники или первые руководители не пришли к необходимости создания службы контроллинга
- Если руководство компании при принятии управленческих решений основывает свои выводы не на основании отчетов, а только повинуясь интуиции
- Если компанией правит «монарх-диктатор», который «все знает» и единолично принимает все решения
- Если менеджмент компании боится контроллинга в компании, который сможет выявить его неэффективную работу
- Когда намечается изменение структуры бизнеса или его продажа
-
Возможные ошибки в работе системы контроллинга компании
- Службой контроллинга ведется целенаправленный поиск ошибок руководителей отделов, департаментов или направлений
- Служба контролинга занимает низкое положение в служебной иерархии компании
- Отчеты контроллера содержат много подробностей и излишней не существенной информации
- Желание контролировать одновременно множество показателей деятельности компании
- Отсутствие в компании регламентирующих ее финансово-хозяйственную деятельность документов
- Внедрение контроллинга по технологии «снизу-вверх»
- Недостаточная квалификация пользователей информации, предоставляемой службой контроллинга
-
Взаимодействие оперативного и стратегического контроллинга
-
Как добитьсяэффективности оперативного контроллинга
Управленческие решения требуют от работы системы контроллинга:
1. Своевременной подготовки информации
2. Предоставление информации менеджменту
Методы оперативного контроллинга:
1. Планирование – согласование целей компании
2. Контроль – сравнение факта и плана с обязательным анализом отклонений
3. Управление – проведение мероприятий по корректировке
-
Основная задача оперативного контроллинга
- Управление прибылью компании
- Повышение рентабельности
- Обеспечение ликвидности
-
Какие цели у оперативного контроллинга
- Установление показателя доходности капитала
- Повышение рентабельности оборота
- Ограничение ликвидности
- Повышение оборачиваемости товарных запасов
- Сокращение финансового цикла
- Установление оборота на 1 сотрудника
-
Инструменты оперативного контроллинга
Использование лучших инструментов анализа:
АВС анализ, Анализ порога безубыточности, Калькулирование себестоимости, Анализ узких мест, Расчет рентабельности, Анализ скидок, Анализ эффективности каналов сбыта, Функционально – стоимостной анализ, Анализ XYZ
Обеспечивает эффективность контроллинга и предоставляет менеджерам оперативную информацию и базу для принятия стратегических решений в бизнесе
-
Основные задачи стратегического контроллинга
Стратегический контроллинг – это успешное существование Вашей компании в будущем!!!
Для успешной реализации:
- Определяем возможности и риски компании
- Ищем развитие новых потенциалов успеха
- Определяем ранние проблемы бизнеса
- Производим бенчмаркетинг
- Разрабатываем новую стратегию компании
-
Как могут выглядеть стратегические цели Вашего бизнеса:
- Освоение новых рынков
- Разработка новых продуктов
- Расширение мощностей
- Использование «ноу-хау»
- Расширение рыночных сегментов
- Поиск новых каналов сбыта
- Систематическое обучение персонала
- Привлечение дополнительных капиталов
-
Из чего сделан стратегический контроллинг?
- Система сбалансированных показателей
- Анализ сильных и слабых сторон бизнеса
- Управление стоимостью бизнеса
- Управление жизненным циклом продукта
- Установление новых стандартов деятельности
- Выбор производить самим или аутсорсинг
- Анализ конкурентных позиций бизнеса
- Анализ портфеля продукции
- Управление качеством
-
Сцилла и Харибда контроллинга
- Стратегический контроллинг
- Оперативный контроллинг
Задачи:
Консультации для собственников и менеджеров по вопросам выработки стратегии, стратегических целей и направлений деятельности, предоставление информации для принятия стратегических решений
Горизонт применения:
Жестких временных рамок нет (средне- и долгосрочный период)
Задачи:
Оказание помощи руководителям в достижении финансовых и нефинансовых целей деятельности компании и путем краткосрочного планирования, контроля и управления с целью корректировки в случае отклонения от стратегического курса
Горизонт применения:
Как правило – календарный год
-
- Разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности компании
- Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности компании
- Структурирование организационных систем и бизнес-процессов
- Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования
- Формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных организационной структур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности компании
- Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов
- Функции контроллеров
-
«Ваши права» или что разрешать контроллеру в компании?
- Право на получение информации от руководителей и сотрудников компании, необходимой для выполнения контроллером своих обязанностей
- Право взаимодействовать с другими предприятиями и службами по вопросам, входящим в компетенцию службы
- Право давать обязательные для подразделений указания по методике планирования, учета и анализа
- Право вносить предложения руководству о поощрении работников за улучшение финансово-хозяйственных показателей
-
За что в ответе контроллер компании?
Правильно применять методы, методики и инструменты, позволяющие судить о достоверном положении дел в компании и ее подразделениях
- Своевременно выполнять процедуры и установленные в компании регламенты
- Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности компании
- Осторожно использовать полученную информацию о действиях сотрудников компании
- За невыполнение своих обязанностей и неиспользование прав согласно должностной инструкции
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Ответы на Ваши вопросы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.