Содержание
-
Свобода в деятельности человека
Цели:
- объяснить понятия и термины свобода, свобода выбора, ответственность, свободное общество.
- познакомить с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
- развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию материала по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. Решать познавательные задания.
Тип урока: урок-проблема.
-
Свобода
- Сели ровно, ноги поставили прямо. Спину выпрямили. Учебники положили на правую сторону, ручку – на левую. Дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны смотреть только на меня.
- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я нарушила?
- Человек издавна пытался приобрести свободу. На алтарь были брошены жертвы.
- Правда ли. Что свобода во все времена воспринималась как святыня?
- Отчего сегодня большинство верны не себе, а политическому лидеру?
- Свободен ли человек?
- Что такое свобода?
- Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
-
- Почему невозможна абсолютная свобода?
- Свобода как познанная необходимость.
- Свобода и ответственность.
- «Свобода от» или «свобода для».
- Свободное общество.
-
- Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.
- Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация». Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.
-
Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.
- Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.
- Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.
- Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.
- Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16.
-
Ассоциация
-
-
-
Вопросы и задания к группе 1
- Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?
- Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
- Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.
- Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.
- Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?
- Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...»
- Согласны ли вы с данным принципом?
-
Вопросы и задания к группе 2
- Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?
- Как вы поняли смысл этих высказываний?
- Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.
- Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:
- а) сторонники абсолютного предопределения;
- б) религиозные деятели другого направления;
- в) философы, отрицающие фатализм?
- С кем из мыслителей вы согласны и почему?
-
Вопросы и задания к группе 3
- Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
- Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
- Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
- Какие факторы могут склонить человека сделать свой выборв понятиях: «Я могу...», «Я должен...»
- Приведите практические примеры.
- Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказалисьучастником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?
- А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаетевы в своей повседневной жизни? Почему?
-
Вопросы и задания к группе 4
- «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.
- Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...»
- Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от»,человек находится лишь на исходном пункте свободы?
- Согласны ли вы с ними?
- Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?
- Как вы понимаете эту формулу?
- При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?
- Все ли согласны с такой позицией?
- Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?
- (По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)
-
Свобода
- Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможность для самоопределения, выбора своих действий и поступков.
- Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории
- Для человека родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать роду, племени, быть своим
- Для человека индустриального общества свобода носит юридический характер и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания
- В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в отношении с необходимостью
-
- Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования
- Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности
- Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор
- Абсолютно свободным человек быть не может
- В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен
- Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него
-
- Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет
- Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания
- Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами
- Свобода человека во всех ее проявлениях – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма
- Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституции государств, в международных пактах и декларациях
- Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека
- Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)
- Равные права – ст. 2, 19 право на жизнь – ст.3, 20,22
- Свобода передвижения – ст . 3, 27
- Свобода мысли, совести и религии – ст. 18, 28, 29
- Владение имуществом – ст.17, 35
-
Выбор
- Выбор зависит – от собственных побуждений?
- Природная необходимость
- Общественные условия
- Право, мораль, традиции. обычаи
- Особенности восприятия мира
-
Свободное общество
Составьте проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты.
Итог урока:
- К чему может привести неограниченная свобода выбора?
- Какова связь понятий свобода и ответственность?
- Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?
- А как граждане могут гарантировать свободу друг друга?
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.