Содержание
-
Тема урока:«Свобода в деятельности человека»
Лапина Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа №212, Санкт-Петербург
-
Как понятие «свобода» осмыслили художники, скульпторы ?
Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» Бартольди «Свобода, просвещающая мир
-
Из французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
-
Свобода – это…
Свобода — это отсутствие всяких преград и помех. Свобода — это наличие возможности выбора. Свобода — средство для достижения цели. Свобода - это то, чего хотят все. Свобода - это условие счастья.
-
Вольтер считал, что
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
-
Шарль Монтескье утверждал
Свобода — это право делать всё, что не запрещено законом.
-
Н.Бердяев считал, что
По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для другого.
-
Задумаемся…
. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества — политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д. И на всех его уровнях — свобода личности, наций, государств, общества.
-
Проблемное задание:
Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?
-
«Буриданов осел»
чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.
-
Задание:
Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека?
-
Другая позиция базируется на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным — значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.
-
Фрагмент 1: из произведения Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России.
-
Вопросы и задания к тексту
1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?
-
Таким образом:
Таким образом, уже здесь мы видим разграничение между свободой внешней, достигаемой путем ослабления всех форм социальной зависимости и «покорением природы», и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека.
-
Проблемное задание:
Фрагмент 2: из работы Э. Кассирера «Техника современных политических мифов». (Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий философ. Был ректором Гамбургского университета; с приходом к власти в Германии фашистов эмигрировал, последние годы преподавал в ведущих американских университетах.
-
Подумайте …
1. О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке? 2. Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение? 3. В чем смысл свободы как нравственно-этической категории? 4. Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы: — человек рождается свободным; — человек становится свободным? 5. Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности? 6. Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода?
-
. «Я – свободный человек!»
1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества. 2.Никто не может заставить человека жить определенным образом. 3.Невозможно навязывать истины. 4.Каждый может научится свободно выбирать.
-
5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье. 6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества. 7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.
-
Информация к размышлению…
- Свобода всегда связана с…. - Выбор зависит от поставленной ... - Свобода всегда влечёт … за принятое решение.
-
СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества....
Свободное общество Нет вмешательства государства в личную жизнь. Свободный человек 1. Уважает свободу других 2. Имеет свободу выбора 3. Чем больше свободы, тем больше ответственности.
-
Домашнее задание:
сочинение – эссе «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.