Содержание
-
Виды человеческих знаний.
-
План урока.
- Термин «знание»
- Виды знаний.
- Научное познание
- Социальное познание.
-
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
- Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
- Как познавательно значимая информация
- Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
-
Виды знаний.
-
-
-
Научное познание
Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.
Антон Чехов.
-
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знанийо природе, человеке и обществе.
-
Проверим домашнее задание:
В чём состоят особенности научного познания?
-
особенности научного познания следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;
— проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— использование специальных способов и методовпознавательной деятельности.
-
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен,может изучать все в человеческом мире.
Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
-
Проверим домашнее задание.
Назовите основные уровни и формы научного познания.
-
Научное познание – уровни:
- Эмпирический
- Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
- Теоретический
- Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружениеза видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
-
Формы научного познания
- Эмпирический уровень:
- Научный факт (событие, физический процесс)
- Эмпирический закон
- Теоретический уровень:
- Проблема
- Гипотеза
- Теория
-
Методы научного познания
Эмпирические методы:
- наблюдение, эксперимент,
- измерение, описание,
- сравнение.
Теоретические методы:
- Аналогия (сходство в качествах),
- Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
- Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности( «прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
- Абстрагирование ( мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства )
-
Сделаем выводы:
- Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
- Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
- Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.
-
Социальное познание.
Люди существуют друг для друга.
Марк Аврелий.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Ленин.
-
Проверим домашнее задание.
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.
-
Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений
Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и пониманиеего помыслов, побуждений, намерений
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.
Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
-
Особенности социального познания
1.Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
-
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
-
Особенности гуманитарного познания
Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)
Обращение к текстамписем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений,художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.
Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
-
Социальный факт
- Объективный Научный
- Событие, имевшееместо в определенноевремя, при определенных условиях.
- Не зависит от исследователя.
- Может быть не зафиксирован.
- Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место .
- Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.
-
Виды социальных фактов.
- Действия, поступкилюдей, отдельных индивидов илибольших социальных групп
- Продукты человеческой деятельности(материальные и духовные)
- Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения,оценки
-
Зачем интерпретировать социальный факт?
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).
Прежде всего факт подводитсяпод какое-либо научное понятие.
Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
-
Сделаем выводы:
Таким образом, интерпретация социального факта —это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.
-
Повторим ранее изученное.
1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером
А) представления
Б) понятия
В) суждения
Г) умозаключения
-
2. Критерием (ями) истины является (ются):
А) соответствие господствующему в обществе учению
Б) практика
В) мнение руководства
Г) всё указанное выше
-
3. И чувственное и рациональное познание:
А) формирует представления и знания о предмете
Б) начинается с ощущения
В) даёт наглядный образ предмета
В) использует логическое умозаключение.
-
4.Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
А)Верно только А
Б)Верно только Б
В)Верны оба суждения
Г) Оба суждения неверны.
-
5. Какое суждение строится на образе?
А)научное
Б) практическое
В) художественное
Г) житейское
-
6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания.
А) закон
Б) теория
В) факт
Г) концепция
-
7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «научное познание»
Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование.
Ответ:_____________
-
8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление»
Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение.
Ответ:_______________
-
9.Назовите три вида социальных фактов, каждый из них проиллюстрируйте примером.
10. Укажите четыре отличия знания от веры.
-
Домашнее задание.
Написать эссе по одной из тем :
«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить»
В. Шекспир.
«Истина принадлежит человеку , заблуждение – его эпохе»
И.Гёте.
-
Проверь себя.
-
Список литературы по теме «Научное и социальное познание»
Л.В.Боголюбов «Обществознание», М.Просвещение 2008г.
Обществознание –методическое пособие-10 класс, М.Просвещение 2009г.
П.А.Баранов, С.В.Шевченко- Обществознание-Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ,Астрель 2008г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.