Содержание
-
Общественно-государственная подготовка
-
Учебные вопросы: 1. Сущность, основные задачи и направления психологической работы в подразделении (части). 2. Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. 3. Особенности психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива.
-
1. Сущность, основные задачи и направления психологической работы в подразделении (части).
-
Психологическая работа- это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
-
Задачи психологической работы: изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития; формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах; организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой готовности, боевых задач, караульной и внутренней служб; психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса; изучение поступающего пополнения; организация психологической помощи и психологического просвещения.
-
Направления психологической работы: изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава; изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах; психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины; психологическая работа по обеспечению боевого дежурства, гарнизонной и караульной службы; психологическая подготовка личного состава; профессиональный психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих; психологическое просвещение личного состава; психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу; противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.
-
Задачи изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава: определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности; выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости; индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности; комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров.
-
Задачи изучения социально-психологических процессов в воинских коллективах: оценка управленческой деятельности органов военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности; поддержание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах; прогнозирование социально-психологических процессов и выработка предложений по управлению ими, и др.
-
Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины включает: анализ социально-психологических причин и условий, выработку мер по их устранению; изучение воинских коллективов и традиций, стабилизирующих состояние дисциплины; психологическая оценка условий службы и быта л/с; изучение форм и методов работы по укреплению дисциплины должностных лиц подразделений; всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих; выявление военнослужащих, способных оказать помощь командирам;
-
Психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины включает: выработку психологически обоснованных рекомендаций по воспитанию и обучению военнослужащих; оказание психологической помощи в обучении и воспитании лиц, имеющих признаки затрудненной адаптации к воинской службе, эмоционально-волевой и нервно-психической неустойчивости; обучение офицеров, прапорщиков и сержантов (старшин) методам организаторской и воспитательной работы по укреплению дисциплины.
-
Задачи по обеспечению боевого дежурства: всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности; недопущение лиц с нервно-психической неустойчивостью к несению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы; выработка психологических рекомендаций по формированию дежурных расчетов, смен, заступающих на боевое дежурство (службу), в караул; оценка МПС личного состава, заступающего на боевое дежурство (службу);
-
Задачи по обеспечению боевого дежурства: формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности при действиях в различных условиях обстановки; психологическая поддержка военнослужащих с повышенной психической нагрузкой в ходе несения боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы; восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.
-
Задачи психологической подготовки: выработка устойчивых навыков владения оружием, боевой техникой, обучения личного состава умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке; формирование у воинов представлений о предстоящих боевых действиях, возможных действиях противника и изменениях обстановки; формирование способности преодолевать страх и противостоять панике.
-
Профпсихотбор (ППО) и рациональное распределение военнослужащих включают: военно-профессиональную ориентацию граждан и военнослужащих на овладение ВУС и поступление на военную службу по контракту; определение профессиональной пригодности; отбор кандидатов для обучения в ВУЗах МО РФ; обеспечение рационального распределения граждан, поступивших на военную службу; отбор кандидатов для подготовки специалистов в учебных частях; участие в комплектовании экипажей, расчетов, команд, подразделений для выполнения специальных заданий; участие в доукомплектовании частей и подразделений в период отмобилизования граждан.
-
Задачи психологической помощи: разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах; поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки; психологическая поддержка военнослужащих в период адаптации их к условиям военной службы; психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности.
-
Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих. Психологическое противодействие должно способствовать формированию и поддержанию МПС, выражающегося в психологической готовности, устойчивости и высокой боевой активности личного состава частей и соединений. Психологическое противодействие должно быть активным, адекватным, упреждающим, технически обеспеченным и социально-психологически обоснованным.
-
Психологическое противодействие достигается решением ряда взаимосвязанных задач: сбор и анализ информации об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия; организация профилактических мероприятий; изучение и анализ коллективно-группового мнения в воинских частях и подразделениях при выполнении ими боевых задач; осуществление взаимодействия с органами ФСК РФ, ФСБ России, с органами войсковой разведки, ВВ МВД России, а также с другими службами психологического противодействия МО России и пограничных войск РФ.
-
2. Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
-
Изучение военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и индивидуально. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает первичное, углубленноеи последующееизучение.
-
Первичноеизучение л/с проводится на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами и направлено на общее знакомство с военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую устойчивость. По итогам первичногоизучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации медицинских специалистов.
-
Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат: военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на этапе первичного изучения; лица, направленные командирами (начальниками), офицерами органов воспитательной работы; военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за психологической помощью. Последующееизучение личного состава осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности всеми должностными лицами.
-
Методы социально-психологического изучения личности Работа с документами – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой складывается предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д. Анализ документов
-
Изучение документов позволяет: Анализ документов 1. выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств; 2. выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера; 3. определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего. Методы социально-психологического изучения личности
-
Предметом изучения должны стать: Анализ документов социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности, профессиональной среде и т.д.; особенности социального окружения – в семье, школе, производственном коллективе и т.п.; содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения; основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальная перестройка индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности. Методы социально-психологического изучения личности
-
Предметом изучения должны стать: Анализ документов социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности, профессиональной среде и т.д.; особенности социального окружения – в семье, школе, производственном коллективе и т.п.; содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения; основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальная перестройка индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности. Методы социально-психологического изучения личности
-
Биографический метод Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Методы социально-психологического изучения личности
-
Основные источники биографических данных: Биографический метод официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.); практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.); автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа). Методы социально-психологического изучения личности
-
Основные направления интерпретации биографического материала: Биографический метод определение факторов развития данного военнослужащего (среды развития, собственной деятельности человека и др.); определение индивидуальных фаз жизненного пути; анализ структуры факторов в каждой фазе; выявление связей между фазами индивидуального развития. Методы социально-психологического изучения личности
-
Индивидуальная беседа Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. Методы социально-психологического изучения личности
-
Ознакомительная беседа Индивидуальная беседа Основной задачей ознакомительной беседы психолога с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Методы социально-психологического изучения личности
-
Диагностическая беседа Индивидуальная беседа Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Методы социально-психологического изучения личности
-
Экспериментальная беседа Индивидуальная беседа Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждает одну из них. Методы социально-психологического изучения личности
-
Индивидуальная беседа Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. Методы социально-психологического изучения личности
-
Наблюдение Наблюдение – один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих. Методы социально-психологического изучения личности
-
Методы социально-психологического изучения личности Методы наблюдения По степени формализованности - контролируемое - неконтролируемое По степени участия наблюдателя - включенное - не включенное По условиям организации - открытое - скрытое По месту проведения - полевое - лабораторное По регулярности проведения - систематическое - случайное
-
Наблюдение Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Методы социально-психологического изучения личности
-
Наблюдение При скрытом наблюдении военнослужащие не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, но может применяться при изучении воинов в свободное времяпрепровождение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Не включенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым. Методы социально-психологического изучения личности
-
Наблюдение Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для военнослужащих условиях жизнедеятельности. Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. Методы социально-психологического изучения личности
-
Анкетирование Анкетный опрос – это особый метод сбора первичных данных о человеке, часто используемый в социальной психологии и социологии. Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др. Методы социально-психологического изучения личности
-
Анкетирование Правила создания анкет: определение цели и задачи исследования; вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых; в формулировках вопросов должно быть как можно меньше эмоционально значимых слов; следует избегать возможности оценочных ответов; формулировки вопросов должны быть по возможности нейтральными; анкета должна обладать достаточной разрешающей способностью; анкета должна быть доступна; анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Методы социально-психологического изучения личности
-
Анкетирование При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы. Закрытые – это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Методы социально-психологического изучения личности Открытые – когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биографической анкеты.
-
Опрос Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. Методы социально-психологического изучения личности
-
Опрос Виды и разновидности опроса Устный опрос (интервью) позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. Методы социально-психологического изучения личности Свободное интервью проводится, как правило, в тех случаях, когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. Формализованное интервью проводится с помощью заранее подготовленного бланка интервью-анкеты с возможными ответами на вопросы, по которым исследователь (психолог) хотел бы уточнить представления исследуемых.
-
Опрос Виды и разновидности опроса Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию кратким и эффективным способом – от специалистов в определенной области – экспертов. Методы социально-психологического изучения личности Заочный экспертный опрос Очный экспертный опрос письменный опрос; анкетирование; метод независимых характеристик; дельфийская техника. интервью; анкетирование; совещание; исследовательская беседа; «мозговая атака».
-
3. Особенности психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива.
-
Психологическое исследование воинского коллектива включает: предварительный анализ проблемной ситуации; целенаправленное выделение, наблюдение и описание значимых явлений; более тонкую групповую психодиагностику; проведение необходимых экспериментов - естественного или лабораторного, констатирующего или формирующего; обработку, обобщение полученной социально-психологической информации.
-
Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива 1. Композиция(количественно-качественный состав). 2. Динамика групповой жизни(групповые социально-психологические процессы деятельности, общения и внутриколлективного поведения). 3. Динамическая структура группы (коллектива): а) структура функционально-ролевых взаимосвязей: формально-статусный уровень организационно-штатных ролей; уровень реального взаимодействия; б) структура коммуникаций (коммуникативное измерение): в) структура эмоциональных межличностных предпочтений: внутригрупповые и межличностные роли;
-
Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива 4. Групповые социально-психологические образования: групповые потребности, интересы, цели; нормы и ценности; групповые ролевые ожидания ("экспектации"); внутригрупповые роли; микрогруппы; традиции; групповые санкции, формы группового социального контроля; морально-психологический климат: межличностные отношения (поведенческий компонент климата); групповое мнение (познавательный компонент); групповое настроение (эмоциональный компонент).
-
Задачи психологического исследования воинского коллектива I. Задачи общего параметрического описания коллектива. II. Задачи исследования коллективной деятельности. III. Задачи исследования внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений в коллективе, особенностей внутригруппового поведения отдельных его членов. IV. Методические задачи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.