Содержание
-
Методические приёмы формирования математической грамотности в школе
Через математические знания, полученые в школе лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий. Маркушевич А.И.
-
Содержание выступления
1. Понятие «математическаяграмотность» 2. Планируемые результаты математической грамотности 3. Приёмы формирования математическойграмотности 3.1 Технология критического мышления 3.2 Технология проблемногообучения 3.3 Проектнаятехнология 3.4 Игроваятехнология 3.5 Информационно-коммуникационнаятехнология 3.6 Здоровьесберегающаятехнология 3.7 Личностно-ориентированнаятехнология
-
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотностьподрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А это является основой добротности математического образования в профессиональной школе.
-
Понятие математической функциональной грамотности
Что понимается под математической функциональной грамотностью? Слово математическая указывает на предметную область формирования данного образовательного результата; слово грамотность служит для обозначения изменения характера деятельности ученика в заданной предметной области (от неосознаваемого выполнения внешних требований, неспособности фиксировать результаты деятельности – к сотрудничеству с учителем, а затем и к самостоятельной деятельности качественно нового типа, возможно выполняемой на нижней границе оптимальности); слово функциональная свидетельствует о способности и готовности учащегося овладевать спецификой математического знания, о целенаправленном, результативном, рефлексивном характере математической деятельности (как информационной, так и методологической ее составляющих).
-
В международных исследованиях образовательных достижений учащихся PISA «математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Три составляющие математической грамотности в программе PISA: Умение находить и отбирать информацию. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
-
Таким образом понятие о математической грамотности включает следующее: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
-
Планируемые результаты (основная щкола)
1) Уровень воспроизведения. Выпускник научится: применять в знакомой ситуации известные факты; применять в знакомой ситуации стандартные приемы; распознавать математические объекты и свойства; выполнять стандартные процедуры; применять известные алгоритмы и технические навыки; работать со стандартными, знакомыми выражениями и формулами; выполнять различные вычисления; точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. Выпускник получит возможность научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, применять подходящий для ситуации способ.
-
Планируемые результаты (основная школа)
2) Уровень установления связей Выпускник научится решать задачи которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы обучающимся или выходят за рамки известного лишь в малой степени; устанавливать связи между разными представлениями ситуации, описанной в задаче; устанавливать связь между данными в условиизадачи; отбирать материал нужного раздела математики для решения даннойзадачи; использовать таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. Выпускник получит возможность научиться Овладевать методами решения задач на вычисления и доказательства, приобретать опыт применения алгебраического аппарата, приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур.
-
3) Уровень рассуждений Выпускник научится анализировать; извлекать необходимую информацию; точно, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики; проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; моделировать реальные ситуации на языке математики, исследовать построенные модели, интерпретировать результат; применять интуицию, размышления и творчество ввыборе математическогоинструментария; интегрировать знания из разных разделов курса математики; самостоятельно разрабатывать алгоритмы действий; находить закономерность, проводить обобщение и обоснование полученных результатов; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность научиться критически относиться к различной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
-
Приемы формирования математической грамотности
1. Технология критического мышления Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). 2. Технология проблемного обучения Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. 3. Проектная технология Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений, развить познавательные навыки, критическое мышление, овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
-
4. Игровая технология Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра – это частица детской жизни. Цель игры – сделать напряжённый, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. 5. Информационно-коммуникационная технология В рамках работы по формированию математической грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. Важным преимуществом технологии является наглядность. 6. Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающейтехнологии, цель которой является создание на уроке зоны психологического комфорта.
-
7. Личностно-ориентированная технология Особенностями этой технологии являются: Продумывание учителем возможностей для самостоятельного прояв- ления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при под- готовке к уроку.
-
Результат данной системы обучения – математическая функциональная грамотность – как интегральная характеристика математической подготовки учащихся, которая включает: математические знания, умение использовать математический язык, символику, опыт математической деятельности и его применение для решения практических задач; личностный смысл и эмоционально-ценностное отношение к математике и математической деятельности. Процесс формирования функциональной математической грамотности, деятельностного математического знания в широкой трактовке носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса математики, каждой темы, на каждом уроке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.