Содержание
-
ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
-
-
Внутренняя дифференциация Предполагает разделение учащихся на группы внутри класса. Группы, как правило, подвижны. Внутренняя дифференциация в классах с большой наполняемостью в рамках традиционного обучения труднореализуема, поскольку у педагога недостаточно времени, чтобы уделить внимание отдельным ученикам и группам учащихся, различным по уровню мотивации, обученности и обучаемости. В результате педагог часто работает на «среднего» ученика, что отрицательно сказывается на качестве образования учащихся класса. Одноуровневая (все достигают приблизительно одного уровня овладения учебным материалом, вместе с тем у учащихся различные темпы работы, используемые методы и средства обучения) Многоуровневая (посредством использования заданий различной степени сложности; при этом учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня усвоения учебного материала)
-
Внешняя дифференциация Предполагает создание специализированных школ (гимназий, лицеев), отдельных классов (групп), в которых различаются содержание обучения и учебные требования, предъявляемые к школьникам Одна из форм внешней дифференциации обучения - проведение факультативных занятий
-
Функции факультативных занятий
-
Управленческие и дидактические принципы Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы Принцип учета возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся Принцип вариативности форм факультативного обучения (в т.ч. образовательная кооперацию с другими учреждениями социальной сферы, организацию межшкольных факультативов) Принцип занимательности в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью Принцип соответствия законодательной и нормативной базе обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании», Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм Принцип ресурсной обеспеченности Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне Принцип безотметочного обучения проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию Принцип преемственности обучения в диаде «уроки-факулътативные занятия» Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся
-
Критерии и показатели результативности образовательного процесса на факультативных занятиях
-
Сравнение урока и факультативного занятия
-
Таблица «Оценочный лист для системного анализа факультативного занятия» Ф.И.О. учителя ____________________________________________ Предмет ____________ класс __________ дата _______________
-
Предлагается трехбалльная система оценки: индикатор не проявлен - 0, индикатор отчасти проявлен - 1, индикатор хорошо проявлен - 2. Системный анализ позволит рассмотреть занятие целостно, провести уточнение позиций, нацелить самоопределение педагога на дальнейшее развитие практики проведения факультативного занятия; сочетать экспертную оценку и самооценку; организовать продуктивный диалог руководителя общеобразовательного учреждения с учителем.
-
Методика выбора технологии для факультативных занятий По горизонтали названы технологии образовательного процесса, которые могут быть применены на факультативных занятиях (список технологий вы можете изменить по своему усмотрению). В таблице в левой колонке по вертикали перечислите из предложенного списка качества личности, способности, компетенции учащихся, на становление и развитие которых должны быть, по вашему мнению, направлены факультативные занятия. В пустых клетках по 10-балльной системе оцените возможности каждой из названных технологий для формирования избранных вами способностей. Подсчитайте полученные для каждой технологии суммы баллов. Примите решение, какие технологии вы будете осваивать и применять.
-
Методика выбора технологии для факультативных занятий По горизонтали названы технологии образовательного процесса, которые могут быть применены на факультативных занятиях (список технологий вы можете изменить по своему усмотрению). В таблице в левой колонке по вертикали перечислите из предложенного списка качества личности, способности, компетенции учащихся, на становление и развитие которых должны быть, по вашему мнению, направлены факультативные занятия. В пустых клетках по 10-балльной системе оцените возможности каждой из названных технологий для формирования избранных вами способностей. Подсчитайте полученные для каждой технологии суммы баллов. Примите решение, какие технологии вы будете осваивать и применять.
-
Многомерная дидактическая технология (разработана В.Э. Штейнбергом)
-
Принципы МДТ многомерности(многоаспектности), целостности и системности структурной организации окружающего мира; расщепления – объединенияэлементов в систему, том числе: - расщепление образовательного пространства на внешний и внутренний планы учебной деятельности и их объединение; - расщепление многомерного пространства знаний на смысловые группы и их объединение; - расщепление информации на понятийные и образные компоненты и их объединение; биканальности деятельности, на основе которой преодолевается одноканальность мышления благодаря тому, что - канал подачи – восприятия информации разделяется на вербальный и визуальный каналы; - канал взаимодействия «учитель – ученик» - на информационный и коммуникативный каналы; - канал проектирования – на прямой канал конструирования учебных моделей и обратный канал их использования для воспроизведения, систематизации и обобщения знаний; универсальности, т.е. пригодность МДИ к использованию на уроках разных типов, по разным предметам, в профессионально-творческой и управленческой деятельности; опорности мышления– опора на модели при выполнении различных видов деятельности и др.
-
Педагогическая функция МДИ и других наглядных средств не только в том, чтобы раскрыть сущность изучаемого явления, установить связи между частями целого, но и в том, чтобы сформулировать адекватный алгоритм действий, мышления, чтобы подвести ребят к надлежащим научным обобщениям и открытию новых знаний. Происходит инструментализация содержания, деятельности и мышления, реализуется идея целостности восприятия и деятельности. Разработка и построение ЛСМ: облегчает подготовку учителя к уроку усиливает наглядность изучаемого материала позволяет алгоритмизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, более четко сформулировать дидактическую цель занятия
-
Логико-смысловая модель - конкретная форма представления знаний в виде образа-модели, в которой логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и опорных узлов. ЛМС позволяет учащимся:
-
Как это делается практически? Любая изучаемая тема представляет собой неструктурированное пространство знаний. Первое преобразование заключается в том, чтобы его расщепить на смысловые группы, а смысловые группы - на отдельные учебные элементы. В центре ЛСМ всегда находится тема или объект изучения, подлежащее раскрытию понятие или явление. Следующий шаг - определение набора координат или круга вопросов по теме (своеобразный план изучения темы). Координаты ранжируются и располагаются в определенном порядке: Кь К2 и т. д., чаще всего по часовой стрелке, слева направо. Содержание каждой координаты (смысловой единицы) делится на отдельные учебные элементы, обозначенные ключевыми словами, которые размещаются на координатной прямой в определённой последовательности. При этом одна часть ключевых слов располагается в опорных узлах на координатах и представляет элементы изучаемого объекта, а другая - в узлах межкоординатных матриц и представляет связи и отношения между отдельными учебными элементами того же объекта.
-
Этапы освоение и использование МДТ
-
Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам: отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна; ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными; самооценка ученика предшествует оценке учителя. Предлагаем ряд дидактических средств, применение которых на факультативных занятиях, позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя. «Оценочный лист». Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы. Мои выводы:
-
«Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решения задач и т. п.). Предлагается оценить свои умения, что учащийся делает в процессе заполнения таблицы. Мои выводы: «Мои образовательные достижения». Ученику предлагается вести дневник, в котором, в частности, он может записывать чего он достиг при изучении факультативного предмета.
-
«Презентация учащимися образовательных продуктов»:проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решенных задач и т. п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт. «Работаем над критериями». Учитель организует на занятии разработку критериев, например, эффективного факультативного занятия, успешного проекта, отличного сочинения и т. п. «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т. п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования. «Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся». Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности. «Похвала». Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.
-
«Сравнение личных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами».Технологии эвристического обучения, педагогических мастерских включают этап соотнесения того, что сделал сам ученик, сустоявшимися, общепринятыми достижениями общечеловеческой культуры. При этом через призму этих достижений учащийся оценивает свои образовательные результаты и деятельность, которая была направлена на их получение. «Выставки и конференции». Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности. «Портфолио учащегося». Представляет собой комплексное средство оценки ребенком собственных достижений. «Рефлексия». Рефлексия (лат. «обращение назад») — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов,состояний и деятельности. В процессе рефлексии основное внимание обращается на процессуальную сторону обучения-учения, учитель организует беседу, используя вопросы на восстановление (реконструкцию) исполненной деятельности, критическое отношение к ней и на перенормирование практики. Может применяться как текущая - по ходу учебного процесса, так и итоговая рефлексия.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.