Содержание
-
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
-
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666)
п. 21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. № 16299
-
Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
-
На основе федеральных требований разрабатываются:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ; Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
-
Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Основная общеобразовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
-
2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
-
3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
-
Программа должна
Соответствовать принципу развивающего образования; Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей; Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
-
Основные принципы построения образовательного процесса:
Учебный; Предметно-средовой; Комплексно-тематический.
-
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции.
-
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
-
Программа состоит из двух частей:
1. Обязательной части( объем составляет 80% времени, необходимого для реализации Программы) – 6,5 – 7,5 часов 2. Части, формируемой участниками образовательного процесса (не более 20% общего объема Программы) – 2 часа
-
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% (от 7,5 часов до 9,5 часов) времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется
-
Общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; Самостоятельную деятельность детей; Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
-
Совместная деятельность взрослого и детей –
деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной ) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
-
Самостоятельная деятельность детей:
1 – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. 2 – организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)
-
Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГТ
-
Формы работы для организации конкретного вида детской деятельности
-
-
Планирование воспитательно-образовательной работы (рекомендации О. Скоролуповой)
Группа ____________________________________________________________ Тема проекта _______________________________________________________ Цель проекта _______________________________________________________ Название игрового мероприятия (события, праздника и др.) ____________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, коллаж, акция и др.) Дата проведения итогового мероприятия _____________________________ Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие ___________
-
-
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1. Пояснительная записка; 2.Организация режима пребывания детей в ОУ; 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
-
Реализация каждой области включает:
Цель образовательной области, задачи; Принципы реализации; Модель, схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями»; Программное обеспечение; Таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы. Методы и приемы работы с детьми.
-
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Физическая культура - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей. Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Социализация – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. Безопасность – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
-
Образовательная область «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Здоровье – в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. Музыка – развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Познание – в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования ; игровое общение. Социализация – приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности. Труд – накопление опыта двигательной активности.
-
Образовательная область «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. Познание – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире. Труд – формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. Безопасность – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. Физическая культура – развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.
-
Образовательная область «Безопасность» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания. Труд – формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. Познание – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. Социализация – формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. Здоровье – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
-
Образовательная область «Труд» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. Познание – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей. Безопасность – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Социализация - формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. Физическая культура – развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.
-
Образовательная область «Познание» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Чтение художественной литературы – решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. Здоровье – расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Социализация - формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Труд – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. Безопасность – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. Музыка и Художественное творчество – расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
-
Специфика модели интеграции образовательной области Коммуникация состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях.
-
Образовательная область «Чтение художественной литературы» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Социализация – формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также первичных ценностных представлений. Художественное творчество – развитие детского творчества.
-
Образовательная область «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Физическая культура – развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности. Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу музыки. Познание – расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. Социализация – формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.
-
Образовательная область «Художественное творчество» интегрируется с содержанием образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. Безопасность – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Труд – формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. Музыка, Чтение художественной литературы, Физическая культура – развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
-
4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
-
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
-
Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально отзывчивый. 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 7. Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
-
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы:
Наблюдения за ребенком; Беседы; Экспертные оценки; Критериально-ориентированные методики нетестового типа; Критеарильно-ориентированное тестирование; Скрининг-тесты; др.
-
Сравнительный анализ Временных требований и ФГТ
-
-
-
-
21 октября 2010 r . № 03 - 248 О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.