Содержание
-
Министерство образования и науки РФФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Институт детстваКафедра коррекционной педагогики и психологииВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Выполнила студентка 61 группы Е.Н.Гончарова Специальность: 050714 Олигофренопедагогика Специализация 050714.07 «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» Форма обучения: заочная Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор кафедры КПиП Агавелян Оганес Карапетович Новосибирск 2016
-
Объект исследования
Формирование связной письменной речи.
-
Предмет исследования
Система занятий по формированию готовности к письменной речи.
-
Цель исследования
Создание системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование связной письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
-
Гипотеза исследования
Эффективность работы по формированию навыков письменной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, вероятно можно повысить, если в ходе логопедических занятий учитывать типологические и индивидуальные особенности.
-
Задачи исследования
Изучить литературу по данной проблеме; Исследовать уровень связной письменной речи. Разработать систему занятий; Подобрать и усовершенствовать задания для развития связной письменной речи; Провести коррекционную работу с детьми экспериментальной и контрольной групп.
-
анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы по общей и специальной педагогике; эмпирические методы: наблюдение, беседа; метод оценивания, объяснения; метод составления таблиц и построения графиков; метод анализа полученных данных. Методы исследования
-
Методологические основы исследования базируются на: философском понимании языка как важнейшего средства общения, хранения и передачи информации, его связи с мышлением; (Л.С.Выготский);теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев), теорий порождения высказывания (А.Р. Лурия) и текста (Н.И. Жинкин); концепциях деятельности и поэтапного формирования умственных действий (Л.Я. Гальперин); идее об определяющей роли обучения в развитии познавательных способностей (Д.Б. Эльконин); психолого-педагогических исследованиях речевого развития младших школьников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко). Так же мыопиралась на труды и методики: С.Д Забрамной, Л.Н.Ефименковой, М.С.Певзнер, Р. И. Лалаевой, С.Я.Рубинштейн, Л.Г.Парамоновой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, С.Е.Гавриной, А.Н.Корнева, С. Н. Цейтлина, Т.Б.Филичевой.
-
Структура работы
введение три главы заключение библиографический список приложения
-
База исследования
МКОУ «Специальная (коррекционная) школа №148»
-
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
-
ГЛАВА 1.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Классификация детей с ЗПР Особенности личности детей с ЗПР
-
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Связная письменная речь Причины дисграфии у детей с ЗПР, особенности ее проявления Организация коррекционной логопедической работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР
-
ГЛАВА 3.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР Методика и организация обследования письменной речи детей с ЗПР Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР Коррекционная работа по профилактике дисграфии Диагностика уровня усвоения программного материала Анализ результатов экспериментального обучения
-
Этапы эмпирического исследования
констатирующий этап эксперимента; формирующий этап эксперимента; контрольный этап эксперимента.
-
Констатирующий этап эксперимента. Цель : определить уровень сформированности письменной речи Задачи: 1. организация условий осуществления диагностического обследования, изучение историй развития и медицинских показателей детей класса; 2. проведение диагностического исследования уровня развития письменной и устной речи, чтения и графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с ЗПР; 3. диагностика уровня усвоения программного материала.
-
Направления диагностической деятельности:
сбор анамнестических данных по каждому испытуемому; определение уровня усвоения программного материала в соответствии с педагогической дифференциацией по каждому ученику; определение уровня сформированности письменной речи испытуемых; комплекс диагностических методик: И.Н.Садовниковой, С.Е.Гавриной, Т.А.Фотековой, А.Н.Корнева. диагностика развития мелкой моторики диагностика письменной речи диагностика устной речи диагностика навыка чтения
-
Формирующий эксперимент был проведен с младшими школьниками с задержкой психического развития в рамках работы группы продлённого дня 2 раза в неделю, в течение марта – декабря 2015г.,по 25-30минут.
-
Задачи формирующего эксперимента: *совершенствовать звукопроизношение, *активизировать словарный запас, *формировать фонематические процессы анализа и синтеза, *формировать грамматический строй речи, *развивать связную речь, *развивать мелкую моторику, *вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности.
-
Контрольный этап эксперимента.
Цель :выявление эффективности предложенной системы работы, анализ результатов. Задачи: 1.Выявить уровень сформированности мелкой моторики рук; 2.Выявить уровень сформированности устной, письменной речи и навыкам чтения у детей с ЗПР; 3.Провести качественный и количественный анализ результатов.
-
1) результаты обследования мелкой моторики рук с использованием тестов Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г. Результаты, полученные по данной методике, на начало и на конец эксперимента в сравнительном аспекте представлены в Таблице 1
-
2) результаты обследования устной речи младших школьников с использованием тестовой методики экспресс - диагностики устной речи младших школьниковТ. А. Фотековой. Результаты, полученные по данной методике на начало и на конец эксперимента в сравнительном аспекте представлены в Таблице 2.
-
Таблица 3.- Результаты обследования по уровням по методике Т. А. Фотековой на начало эксперимента Таблица 4.- Результаты обследования по уровням по методике Т. А. Фотековой на конец эксперимента
-
Результаты изучения состояния навыка чтения, которое проводилось по методике исследования навыка чтения (СМИНЧ). Таблица 5.- Результаты обследования по методике СМИНЧ на начало эксперимента.
-
Таблица 6.- Результаты обследования по методике СМИНЧ на конец эксперимента.
-
Таблица 7.- Результаты диагностики по методике И. Н. Садовниковой
-
По результатам формирующего этапа эксперимента было проведено повторное исследование уровня усвоения программного материала по русскому языку. Данные представлены в диаграмме (рис. 2) Динамика изменения показателей успеваемости детей до и после формирующего эксперимента
-
Рисунок3. Уровень речевого развития и уровень усвоения программного материала по русскому языку у детей с ЗПР на начало эксперимента
-
Рисунок 4. Уровень речевого развития и уровень усвоения программного материала по русскому языку у детей с ЗПР на конец эксперимента
-
Рисунок 5. Результаты обучающего эксперимента в экспериментальной группе
-
Рисунок 6. Результаты обучающего эксперимента в контрольной группе
-
1. Работа по развитию мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. В ходе многочисленных упражнений по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма. 2.Занятия по развитию устной речи — это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. 3. Письменная речь детей должна удовлетворять известным требованиям: -речь должна быть содержательной; -речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей; -речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений; -речь должна быть точной, правдиво изображающей окружающую действительность и верно передающей содержание прочитанного.
-
Полученные результаты в ходе экспериментальной работы, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность работы по формированию навыков письменной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, можно повысить, если в ходе коррекционных логопедических занятий учитывать типологические и индивидуальные особенности младших школьников с ЗПР.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.