Содержание
-
КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Рябова Л.Н. Нижний Новгород 2017
-
Методологический аппарат
Цель исследования: теоретически изучить проблему логопедической коррекции недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и на основе экспериментального исследования выявить значение лэпбуков в исправлении данных недостатков. Объект исследования: особенности лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: лэпбуки как эффективное средство коррекции и развития лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в качестве основных недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития выступают: преобладание обиходного словаря, трудности в назывании прилагательных, неточности в употреблении слов. Использование в логопедической работе лэпбуков может являться эффективным средством коррекции выше перечисленных недостатков лексики.
-
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме развития лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития. 2. Подобрать и провести комплекс диагностических методик, направленных на изучение особенностей лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и сравнить с показателями нормы. 3. Разработать комплекс тематических логопедических занятий на основе работы с лэпбуками, направленных на коррекцию недостатков лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4. Оценить эффективность использования на логопедических занятиях лэпбуков, направленных на коррекцию и развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
-
Изучение лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Цель констатирующего этапа исследования – определить уровень развития лексики у детей с задержкой психического развития. Методики: «Методика обследования словарного запаса детей» (И.А. Смирнова) и «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста» (Г.А. Волкова). Участники- тринадцать детей группы компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет (дети с ЗПР), а также тринадцать детей этого же возраста из группы общеразвивающей направленности (дети с нормальным развитием).
-
Результаты обследования словаря у детей с ЗПР
Рис.1. Сравнительные результаты развития словаря у детей экспериментальной и контрольной групп
-
Характерные особенности развития лексики дошкольников с ЗПР
трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; недоразвитие мыслительных операций (сравнение, обобщение); недостаточная активность самого процесса поиска слова; несформированностьсемантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Цель– экспериментальным путем изучить значение использования логопедом лэпбуков как средства коррекции недостатков лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. База- МБДОУ «Детский сад № 111» города Нижнего Новгорода на старшей группе компенсирующей направленности (дети с ЗПР) Сроки - с сентября по декабрь 2016 года. Система работы по развитию лексической стороны речи представляет собой проведение групповых занятий по различным лексическим темам. Занятия проводятся в первой половине дня, два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.
-
Подготовительный этап
первоначальное знакомство детей с лэпбуками тематическое планирование занятий
-
Основной этап
непосредственное изучение тем на логопедических занятиях рисование макета лэпбука
-
Заключительный этап
создание лэпбука в натуральную величину
-
Оценка эффективности использования лэпбуков в качестве средства коррекции недостатков лексической стороны речи
Цель контрольного эксперимента: оценить эффективность использования лэпбуков в качестве средства коррекции недостатков лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. В исследовании участвовало 13 детей экспериментальной группы 5-6 лет с ЗПР и 13 детей старшего дошкольного возраста контрольной группы (ЗПР). Методики: «Методика обследования словарного запаса детей» (И.А. Смирнова) и «Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста» (Г.А. Волкова).
-
Оценка эффективности логопедической работы
Рис.2. Сравнительные результаты развития словаря у детей экспериментальной и контрольной групп Рис.3. Сравнительные результаты развития словаря у детей при констатирующем и контрольном экспериментах
-
Выводы:
у детей расширился глагольный словарь; дети научились образовывать относительные и притяжательные прилагательные; словарь числительных увеличился до десяти; номинативный словарь обогатился за счет подбора синонимов и антонимов; дети научились отгадывать слова по описанию, и наоборот – описывать предмет по его существенным характеристикам; дети научились соотносить часть и целое, тем самым развивая мыслительные операции (анализ, синтез).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.