Содержание
-
Психологическое сопровождение развития коммуникативных УУД у обучающихся начального и среднего звена
Составитель: Серафимович Ирина Владимировна, к.пс.н. pptcloud.ru
-
Изменение парадигмы образования
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
-
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
-
4 ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
-
Виды УУД
-
УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
-
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-
Коммуникативная деятельность
-
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТИВИЕ
ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
-
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
СТРУКТУРА Умение договариваться и находить общее решение Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания КОМПОНЕНТЫ умение договариваться, находить общее решение практической задачи(приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументироватьсвоепредложение, умение и убеждать,и уступать; способностьсохранять доброжелательное отношениедруг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощьювопросов выяснятьнедостающую информацию; способностьбрать на себя инициативув организации совместногодействия, осуществлять взаимный контрольи взаимную помощьпо ходу выполнения задания.
-
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
СТРУКТУРА Рефлексия своих действий как достачно полное отображение предметного содержания Способность строить понятные для партнера высказывания Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности КОМПОНЕНТЫ Коммуникативно-речевые действия для интериоризации умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; владение планирующей и регулирующей функциями речи; умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
-
Направления и способы формирования коммуникативных УУД
1. ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОУ (интеграция урочной и внеурочной деятельности) И НА ОТДЕЛЬНОМ УРОКЕ 2. СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (каждый предмет делает свой вклад в развитие КУУД). 3. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (проблемное обучение, метод проектов, ИКТ-технологии), так информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию коммуникативных УУД через обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог) 4. ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ педагогического коллектива и администрации и др. УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (родителей, детей)
-
13 1.1. Развитие КУУД через создание соответствующей образовательной среды в рамках ОУ: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.
-
1.2. Развитие КУУД через созданиекоммуникативного пространство урока
Преобладают диалогические реплики Появляются: Двунаправленные реплики И Метаречевые реплики Способы создания контекста понимания : Коммуникативная ситуация Лингвистическая задача Приём «клоуз-тест» Моделирование Формирование ридеров, кейсов Исследовательская деятельность Проектная деятельность Текст
-
2.1. Развитие КУУД средствами различных учебных предметов через типовые задачи
-
2.2. Развитие КУУД через специфику отдельных предметов (пример)
Чтение как КУУД Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. 1. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. 2. Библиографические умения. 3. Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников) 4. Экранное чтение Планируемы результат Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению… Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях
-
Формы организации коммуникативного общения
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК УЧЕНИК- УЧЕНИК ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ
-
4.Развитие КУУД через компетентностное образование участников образовательного процесса
Условия формирования Определение целей коммуникации Выбран партнер Распределены функции и роли Ученики умеют действовать и взаимодействовать Виды упражнений Ассоциативные Мыслительные Речевые Рефлексивные Интерпретация Формы работы: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, проектные задания, специальные тренинговые занятия
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.