Содержание
-
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Учитель МАОУ СОШ №36 Петропавловск-Камчатского городского округа Данилова О.Н.
-
Каким должен быть современный ученик?
-
любознательной, интересующейся, активно познающей мир; умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности; уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение; готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
-
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственнымобразовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
-
Новые социальные запросы определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
-
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебнойдеятельности.
-
В чём заключается роль начальной школы?
Учить себя. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальныхучебных действий (УУД).
-
Универсальные учебныедействия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
-
Достижение «умения учиться»предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
-
Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей учащегосясамостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использоватьнеобходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результатыдеятельности; — создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе; — обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
-
Виды универсальных учебных действий:
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
-
Личностные удд
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
-
Виды личностныхдействий.
Смыслообразование. Личностное, жизненноесамоопределение. Нравственно-этические.
-
Регулятивные удд обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
-
Познавательные удд
общеучебные знаково-символические логические постановка и решение проблемы
-
Знаково-символические действия:
замещение кодирование моделирование преобразование модели
-
Коммуникативные уддобеспечивают социальнуюкомпетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.
планирование сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с точностью выражать свои мысли
-
Формирование удд в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
-математика -русский язык -литературное чтение -окружающий мир -технология -музыка
-
Учебный предмет»Литературноечтение»
уважение к мнению собеседника умение чётко выражать свои мысли аргументировать своё мнение принимать позицию собеседника
-
Учебный предмет»Окружающий мир»
- приготовь рассказ -опиши устно -объясни
-
Учебный предмет«Технология»
планирование преобразование оценка продукта умение ставить задачи практические способы решения достижение результата
-
Типовые задания, нацеленные на регулятивныеуниверсальные учебные действия
«преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
-
Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик).
-
Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия:
составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; диалоговое слушание «подготовь рассказ», «опиши устно», , «объясни...» и т. д.
-
Для формирования личностныхуниверсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
-
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм.
-
К началу действия стандарта второго поколения в методическом аппарате учебников, приводят учебники в соответствии ФГОС
Например, УМК «Школа 2100» задания, которыенаправлены на формирование УУД будут маркированы точками разного цвета: личностные - красным, регулятивные - оранжевым, познавательные - синим, коммуникативные – зеленым; задания, нацеленные на предметный результат- серым.
-
Знания, добываемые насильно, душат разум. А.Франс
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.