Содержание
-
МБДОУ «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида г. Шарыпово СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ ИГРАЕМ И УЧИМСЯ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ Автор: Галкина Г.А. учитель-логопед
-
Актуальность Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т. е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа. А проверяя домашние задания, мы часто сталкиваемся с тем, что упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
-
Цель Уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
-
Задачи активизировать знания родителей о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках; учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; научить правильно делать звуковой анализ слова; воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
-
Какие бывают звуки? Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
-
Игра «Подарки друзьям» В домике с красной крышей живут гласные звуки, а в домике с синей крышей – согласные. Помоги снеговику разнести подарки.
-
Какие бывают звуки? Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером. Всегда твердые согласные: [ш] [ж] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
-
Игра «Кто в домике живет?» В домике с синей крышей живут твердые согласные звуки, а в домике с зеленой крышей – мягкие. Угадай, в каком домике живут животные?
-
Какие бывают звуки? Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
-
Игра «Звенит – не звенит» Если в начале слова звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут.
-
Что такое звуковой анализ слова? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий). Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
-
План анализа слова Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Третий звук и т.д. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков в слове? Сколько согласных твердых (мягких) звуков?
-
Порядок анализируемых слов Слова из двух гласных (АУ) Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА, ) Слова из трех звуков (РАК, КИТ) Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА)
-
Игра «Разноцветные кружочки» Звуковой анализ слова ЛИСА
-
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
-
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
-
Список используемых источников Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб. 2007 http://mult-pict.narod.ru/fon19.htm http://photo.pedsovet.su/photo/39
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.