Содержание
-
КАФЕДРА Практической психологии и педагогикиИстория педагогики и образования
2011
-
Специальность «Педагогика и психология» (ДО)Семестр изучения дисциплины – IХВсего на дисциплину – 82чЛекционные занятия – 16 чСеминарские занятия – 16 чСамостоятельная работа студентов – 48чОтчетность – ЗАЧЕТ
Специальность «Педагогика и психология» (ОЗО)Семестр изучения дисциплины – 3-4 курсВсего на дисциплину – 82чЛекционные занятия – 6 чСеминарские занятия – 4 чСамостоятельная работа студентов – 72чОтчетность – ЭКЗАМЕН
-
Специальность «Специальная психология» (ДО)Семестр изучения дисциплины – IХВсего на дисциплину – 72чЛекционные занятия – 14 чСеминарские занятия – 8 чСамостоятельная работа студентов – 48чОтчетность – ЗАЧЕТ Специальность «Специальная психология» (ОЗО)Семестр изучения дисциплины – 3-4 курсВсего на дисциплину – 46чЛекционные занятия – 2 чСеминарские занятия – 2 чСамостоятельная работа студентов – 42чОтчетность – ЭКЗАМЕН
-
История педагогики и образования как учебная дисциплина :
Цель: развитие культуры педагогического мышления, способности понимать сущность и закономерности исторической эволюции воспитания, образования педагогической мысли Задачи: формирование знаний и представлений об истории воспитания и образования в контексте единого мирового педагогического процесса Изучение сущности педагогических идей, концепций в их историческом развитии; формирование и дальнейшее развитие аналитических, оценочных и других умений при анализе историко-педагогических источников; обеспечение сочетания гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним. ориентация на применение знаний из истории образования, педагогической мысли для осмысления современных педагогических проблем.
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика. История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
-
Раздел 1. История педагогики и образования как область научного знания.
1. Становление и развитие истории педагогики знаниепонятий: история педагогики, всемирный историко-педагогический процесс, история образования , история педагогической мысли, персоналии, факты и события. представления: концептуальные подходы к познанию истории педагогики и образования; ведущие педагогические идеи, теории в их историческом развитии понимание: сущности всемирного историко-педагогического процесса
-
Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
Воспитание в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Воспитание и школа в условиях цивилизаций Древнего Востока. Воспитание, школа и педагогическая мысль в античном мире.
-
Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.
Образование и просвещение в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху Средневековья. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве.
-
Раздел 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время (до начала ХХ в.). Реформаторская педагогика.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Русском государстве XVII в. Педагогика эпохи Просвещения в Западной Европе, США и России (XVIII в.). Развитие образования, ведущие педагогические идеи и концепции в Западной Европе, США и России XIX в. Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России в конце XIX – начале XX вв. Реформаторская педагогика.
-
Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России
Школа и педагогика в странах Западной Европы, США и России до середины XX в. Основные тенденции развития образования и педагогики в мире во второй половине XX в.
-
ЛИТЕРАТУРА
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. Высших учеб. заведений. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 400 с. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 416 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007 - 496 с. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, С.А.Воронина, К.Ю.Брешковска, Ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.толстого, 2008. – 241 с. Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009– 333 Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 603 с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 512с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.2. Новое время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с. Хрестоматия по истории педагогики: В 3т. Т.3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 560с.
-
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИПиО
Изучение дисциплины предусматривает: слушание лекций подготовку к семинарским занятиям; самостоятельное изучение материала; выполнение творческих заданий; контроль и самоконтроль усвоения содержания дисциплины. Продуктами самостоятельной работы являются: опорные конспекты рекомендованных источников, сравнительные таблицы, письменные ответы на поставленные проблемные вопросы, результаты выполнения тестовых заданий, решение кроссвордов, рефераты, курсовые работы.
-
Семинарские занятия по дисциплине «История педагогики иобразования»
-
Семинар1«Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания»
План. 1. Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение Я.А. Коменского. 2. Теоретические основы педагогики И.Ф. Гербарта. 3. Русская школа научной педагогики К.Д. Ушинского. 4. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева.
-
Семинар2 «Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима »
План: Основные типы школ в государствах Древнего Востока. Воспитательно-образовательные системы Древней Греции (афинская, спартанская). Особенности образовательной практики в Древнем Риме. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания (на примере наиболее значительных её представителей).
-
Семинар3«Педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения».
План: 1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики. 2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения. 3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования. 4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
-
Семинар 4.Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
План: Концепция Д.Локка о воспитании «нового человека» Основные идеи эпохи Просвещения. Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Теория «элементарного образования». Педагогическая система А. Дистервега.
-
Семинар 5.«Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики».
План. 1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. 2. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. и её внедрение в практику (М. Монтессори). 3. Педагогика «ненасилия» Л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции. 4. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
-
Семинар 6.«Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.)».
План. 1. Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг. 2. Социально-реформаторское направление в педагогике (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий). 3. Теоретическая педагогика русского Зарубежья (С.И. Гессен). 4. Педагогическая система А.С. Макаренко.
-
Семинар 7.«Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики».
План. 1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов. 2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер). 3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека. 4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
-
Семинар 8.«Развитие школьного образования в мире в конце ХХ века».
План. 1. Проблемы демократизации современной школы. 2. Школьные системы образования. Инновации в образовании. 3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
-
Технологическая карта самостоятельной работы по дисциплине «История педагогики и образования» ( фрагмент)
-
Самостоятельная Работа студента
Раздел 1. Введение в изучение истории образования и педагогической мысли. История педагогики и образования как область научного знания и учебный предмет. 1. Познакомиться с основными концепциями всемирного историко-педагогического процесса, сложившимися в XIX-XX вв. 2. Изучить проблему развития истории отечественного образования и педагогической мысли как отрасли научного знания и учебного предмета в ХХ в.
-
Раздел 2. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. 1. Изучить сущность воспитания в первобытном обществе и различные точки зрения на его генезис 2. Познакомиться с основными типами школ в их историческом развитии в государствах Древнего Востока, Греции, Риме. 3. Проследить зарождение педагогической мысли в контексте философского знания на примере наиболее значительных её представителей.
-
Раздел 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.). 1. Изучить вопрос о состоянии образования и педагогической мысли в Византии, осмыслить их влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики. 2. Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран 3. Охарактеризовать сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования 4. Представить основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
-
Раздел 4. История образования и педагогической мысли в Новое время (XVII-XIX вв.). Реформаторская педагогика. 1. Продолжить знакомство с развитием школьного образования и воспитания в странах Западной Европы, США и России XVII-XIX веков. 2. Дать сравнительный анализ развития ведущих педагогических идей и концепций воспитания в западноевропейской педагогической мысли XVII-XIX веков. 3. Изучить основные аспекты просветительской деятельности М.В. Ломоносова 4. Охарактеризовать основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.5. Познакомиться с сущностью основных течений реформаторской педагогики.
-
Раздел 5. История образования и педагогической мысли в Новейшее время (ХХ в.). Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. 1. Познакомиться с поисками путей обновления школы в контексте идей реформаторской педагогики в 20-30-е годы ХХ века. 2. Изучить проблему семейного воспитания, используя педагогическое наследие А.С. Макаренко. 3. Охарактеризовать взгляды В. Сухомлинского на вопрос гражданского и патриотического воспитания молодёжи. 4. Изучить вопрос о деятельности советской школы в годы Отечественной войны. 5. Познакомиться с сущностью современных авторских школ.
-
Самостоятельная Работа студентаПримеры творческих заданийи форм контроля:
Заполните таблицу:… Творческое задание: Кроссворд № 1 “Отечественные историки педагогики”. Задания для самоконтроля. Изучите материал из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» (1215). Ответьте на вопросы: … Познакомьтесь с народными пословицами и поговорками. Выпишите примеры пословиц и поговорок, в которых 1. нашли отражение вечные истины добра, уважения к ближнему, почитания Бога, трудолюбия как нравственные идеалы воспитания; 2. утверждается ценность знания, учения, ума;
-
Темы рефератов, курсовых работ
Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Свободная Вальдорфская школа Р. Штайнера и её современные традиции. Экспериментальные учебные заведения в Западной Европе в первой половине ХХ века. Метод проектов и его реализация в истории школьного образования. История лицеев (гимназий) в России. Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов XIX - начала XX вв. Проблема национального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена. Проблема трудового воспитания в истории педагогической мысли. Страницы истории образования в Тульском крае. Современные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования.
-
Формы контроля:
Текущий: выступление на семинаре, проверка выполнения письменных заданий, конспектов, работа с первоисточниками Промежуточный: задания для самостоятельной работы, тестирование Итоговый: зачет, тестирование,(экзамен)
-
Критерии оценки освоения содержания дисциплины
● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов; ● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох; ● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов; ● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей педагогов ● умение оценивать историко-педагогическое наследие ● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных задания
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.