Содержание
-
Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя
-
Особенности работы с подростковым коллективом
знание психологических особенностей коллектива класса; использование игровых форм внеклассной деятельности, ситуативных заданий с использованием индивидуальных особенностей каждого подростка; использование тем для обсуждения, интересующих ребят данного возраста; усиленная профилактическая работа среди подростков, но с использованием методик типа «не навязывай — убеждай, сопоставляй»; умение педагога незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.
-
Педагогические задачи
Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
-
Функции классного часа
просветительскую ориентирующую направляющую формирующую
-
Просветительская функция
классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах.
-
Ориентирующая функция
способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
-
Направляющая функция
призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
-
Формирующая функция
формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
-
Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, целей и задач, которые определил классный руководитель.
-
При подготовке классного часа необходимо:
определить тему и сформулировать цель; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме; составить план (сценарий) проведения классного часа; дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом); определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
-
Преимущества классного часа перед другими формами работы
Общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией на обсуждаемые вопросы. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы ребят. Классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
-
Методика организации и проведения классного часа
Определение темы и задач классного часа. Определение времени и места проведения классного часа. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа. Определение участников подготовки и проведения классного часа. Распределение заданий между участниками и группами. Анализ его результативности.
-
Формы классного часа
беседа (этическая, нравственная); диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии КВНы; интерактивные игры; игры — путешествия; театральные премьеры; тренинги; читательские конференции.
-
Специфика классного часа
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками
-
Систематизация классных часов
классный час - организационный, как способ коллективного планирования классного или общешкольного дела; классный час - как разрешение возможного конфликта; классный час - плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за полугодие; классный час - как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся; система классных часов для реализации определенной образовательной программы.
-
Образовательные программы
«Познай себя» «Найти себя» «Общение и этикет» «Научись управлять собой» «Права гражданина и человека» «Азы рыночной экономики» «Основы семейного мира»
-
Личностно-ориентированный подход
Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
-
Личностно-ориентированный подход-- это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
-
Аспекты личностно-ориентированного подхода
личностно-ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности; он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
-
Компоненты личностно-индивидуального подхода
основные понятия индивидуальность личность самоактуализированная личность самовыражение субъект субъектность Я-концепция выбор педагогическая поддержка
-
2. Исходные положения и основные правила Принцип самоактуализации Принцип индивидуальности Принцип субъектности Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки
-
3. Технологическая составляющая диалогичность; деятельностно - творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
-
Классный час - это
одна из форм организации фронтальной воспитательной работы (Н. И. Болдырев) время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова) специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич) форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.П.Созонов) форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Л.В.Байбородова)
-
Классный час - специальноотведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
-
Черты классного часа
это форма внеурочной воспитательной деятельности; это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми; это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
-
Педагогические задачи
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке; усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка; содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей; формирование классного коллектива как благоприятной среды развития жизнедеятельности школьников.
-
Тематика классных часов
Организационные: беседы, свободное обсуждение, регламентированная дискуссия Профилактические: беседы, инструкции, устные журналы, пресс-конференции со специалистами, ролевые игры, ток-шоу, интервьюирование Психологические Воспитательные: диспут, свободная дискуссия Познавательные:викторины, КВН, брейн-ринг Развлекательные.
-
Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
-
Выводы
Проводить классные часы разной тематики с различными воспитательными целями. Создавать условия становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. Обогащать сознание обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке. Формировать эмоционально-чувственную сферу и ценностные отношения личности ребенка. Использовать различные образовательные программы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.