Содержание
-
«Технология подготовки и проведения классного часа»
. pptcloud.ru
-
Понятие классного часа
Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».
-
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационнойдеятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова) Классный час – это время для общенияклассного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
-
Функции классного часа
Просветительская Ориентирующая Направляющая Формирующая
-
Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
-
Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
-
Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.
-
Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.
-
Типы классного часа
Информационный классный час Цели: Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; Формирование своего отношения к происходящему; Развитие исследовательских умений.
-
Тематический классный час Цели: Развивать кругозор обучающихся; Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
-
Интеллектуально-познавательный классный час Цели: Развивать познавательный интерес обучающихся; Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
-
Нравственный классный час Цели: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)
-
Формы классного часа
классное собрание беседа (этическая, нравственная) диспуты встречи с интересными людьми викторины по различным областям знаний дискуссии, КВН интерактивные игры игры – путешествия театральные премьеры тренинги читательские конференции В приложении есть вариации форм проведения классного часа.
-
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, отособенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!
-
Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа
-
Традиционный классный час
Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения. Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог. Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
-
Личностно-ориентированный классный час
Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности. Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся. Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.
-
Основные компоненты классного часа
Целевой– целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно-деятельный– обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
-
Технология подготовки личностно-ориентированного классного часа
Первый шаг: составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год Методы: метод социологического опроса методика «недописанный тезис» методика «проблема века»
-
Второй шаг: уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению Третий шаг: выбор целей, содержания и форм проведения: традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над... активные: диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра .. интерактивные: деловая, ролевая игра, проект…
-
Четвертый шаг: индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа. Пятый шаг: анализ и оценка результатов по критериям: личностная значимость для обучающихся благоприятный психологический климат возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность
-
Подготовка классного часаможет строиться по плану
Определение темы разговора с обучающимися; Формулировка целей и задач классного часа; Подбор необходимого материала и оборудования; Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.
-
Технология проведения классного часа
Вступительная часть (5 минут) Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
-
Основная (содержательная) часть (30 минут) Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа).
-
Заключительная часть (10 минут) Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.
-
Анализ классного часа
Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона- это педагогический анализ: Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы. Что? - цель Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.
-
Конкурс налучший классный час «Уроки нравственности: «Из чистого истока»
Цели и задачи конкурса Выявление и поощрение талантливых педагогов. Распространение передового педагогического опыта в вопросах нравственного воспитания обучающихся. Обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями. Организация нравственного самовоспитания детей. Признание приоритета нравственных основ жизни.
-
Критерии оценки классного часа
Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся; Использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика; Использование активных форм воспитательной работы; Уровень подачи подготовленного материала школьникам; Внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия; Взаимоотношения педагога с обучающимися.
-
Этический или нравственный классный час
!! Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. !! Нравственный классный час: не должен быть частым (1 раз в четверть) не должен превращаться в назидание и чтение нотаций
-
Можно провести предварительную диагностику понимания учениками нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, ответственность, открытость, любовь… Материалом для подготовки может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
-
Советы по проведению классного часа
От предметной информации к оценке информации; От общих оценок к развернутым суждениям; Внимание к выступлениям обучающихся; Акцент на важных моментах; Размышления вместе с детьми; Совместный поиск решений проблемы; Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос).
-
Моделированиеклассного часа
-
Рефлексия «Мои впечатления»
В ходе семинара я впервые научилась Я узнала, что Больше всего мне понравилось В следующий раз мне бы хотелось Удачным было Недостаточно В целом
-
Притча «Лавка возможностей»
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами». «Каким образом данная притча может быть применима к нашему семинару?»
-
Методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа
Презентация «Технология подготовки и проведения классного часа» Приложение №1 «Современные формы воспитательной работы» Приложение №2 «Идеи, формы и содержание классных часов» Приложение №3 «Вариации форм проведения классного часа» Приложение №4 «Критерии эффективности классного часа» Приложение №5 «Примерная тематика нравственных классных часов» Приложение №6 Статья «Роль классного руководителя в формировании нравственного развития учащихся» Приказ №369 «О проведении конкурса на лучший классный час «Уроки нравственности:«Из чистого истока»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.