Содержание
-
Мастер класс для педагогов: Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовскадетский сад № 41 «Росинка» Воспитатель Цымбал К.С
-
Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - Способен к принятию собственных решений. Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
-
Актуальность: технология «Синквейн» универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса; создает условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Цель: выявить влияние метода синквейн на познавательную и речевую активность детей старшего возраста. Гипотеза - применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста. Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи: 1. Рассмотреть интерактивный метод обучения – синквейн; 2. Изучить практически метод синквейн на занятиях по развитию речи у детей старшего возраста ДОУ. .
-
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн». «Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Модель синквейна
-
Синквейн состоит из пяти строк: 1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк.
-
Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый, злой. 2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна.
-
3.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый, злой. Что делает? - Воет, нападает, охотится.
-
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов. Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый,злой. Что делает? - Воет, нападает, охотится. Предложение - Серый волк зубами щелк!
-
5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне, и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что? Пример синквейна на слово Волк. Кто? - Волк. Какой? - Серый,злой. Что делает? - Воет, нападает, охотится. Предложение - Серый волк зубами щелк! Ассоциация - Зверь.
-
Лексическая тема «Игрушки» 1. Мяч 2. Круглый, гладкий 3. Прыгает, катится, сдувается 4. у меня есть круглый, гладкий мяч. 5. Игрушка 1.Медвежонок 2.Коричневый, мягкий 3.Сидит, умывается, ест 4.Мишка косолапый любит мед 5.Игрушка
-
Пример синквейна на тему «Детский сад». 1.Детский сад 2.Яркий, красивый 3.Учимся, играем, танцуем, поем, гуляем, занимаемся спортом 4.Дом для детей 5.Радость для детей
-
СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес. 1.Зеленый, полосатый, 2.сахарный – растет, 3.зреет, поспевает – если постучать - может лопнуть 4. самая вкусная ягода! 5-?
-
Заключение Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы: 1. У детей формируется интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям. 2. Закрепляются знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях. 3. Обогащается словарь, активизируется употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов. 4. Совершенствуется вербальный анализ и синтез, способствует развитию памяти, внимания, мышления. 5. Развивается ассоциативное мышление, умение рассуждать на заданную тему. Чем разнообразней будут схемы синквейна, тем больше будет интереса у детей к , что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.
-
Использованная литература: 1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. / В.М.Акименко.– Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.-111 с. 2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников». /Н.Д.Душка. Журнал «Логопед» № 5 (2005). 3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников»./О.С.Ушакова. – Т.Ц. Сфера, 2005.-415с 4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».- Владос- Москва, 2010 5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М. ,1999 6. Коноваленко В.В. «Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет».- Гном- Москва, 2009.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.