Содержание
-
Московский педагогический государственный университетФакультет дошкольной педагогики ипсихологии301 группа
Методика воспитания гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста Волкова Елена Константиновна Москва 2015 год
-
Что такое гуманность?
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» В.Сухомлинский «Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
-
Гуманизм – нравственное качество.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
-
Воспитание гуманности в дошкольном возрасте.
. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.
-
Характеристика гуманных отношений.
Доброжелательному отношению свойственно: умение доставить приятное, радостное другим с помощью приветливого обращения, угощения чем-либо вкусным, предложения своих игрушек, оказания услуг. Отзывчивому отношению свойственно: умение разделить радость и огорчения других, предложить способ отвлечения (поиграть, почитать), помочь преодолеть отрицательные переживания, откликнуться на просьбу товарищей.
-
Характеристика гуманных отношений
Внимательному отношению свойственно: уметь заметить и понять переживания других, поддержать положительные отношения, помочь преодолеть, облегчить отрицательные. Заботливому отношению свойственно: уметь оказать ту или иную услугу другим, поухаживать за ними (помочь одеться, раздеться, выполнить задание на занятии)
-
Характеристика гуманных отношений.
Справедливому отношению свойственно: уметь признать равные права сверстника.
-
Средства воспитания гуманных чувств у детей.
Существует множество средств воспитания гуманных чувств у дошкольников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.
-
Методы воспитания.
Ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой; Этические беседы; Решение вербальных логических задач.
-
Этические беседы.
Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.
-
Благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:
— эмоциональный комфорт для каждого ребенка; — сформированность позитивных взаимоотношений между детьми; — организация совместной деятельности; — уважение права ребенка на развитие индивидуальности; — дифференцированный поход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.
-
Педагоги-исследователи воспитания гуманных чувств у детей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов-исследователей в области гуманистического воспитания дошкольников (Алешина Н.В., Амонашвили Ш. А., Буре Р.С., Веретенникова С.А., Коломина Н.В., Козлова С.А., Куликова Т.А., Маневцева Л.М., Саморукова Н.В. , Марковская М.М. , Мухина В.С., Сластенин В.А., Каширин В.П., Сухомлинский В. А. и др.).
-
Список использованной литературы
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим. Старшая группа», Москва, «ЭлизеТрэйдинг» 2000. – 224 с. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа», Москва, «ЦГЛ» 2003. - 237с. Виноградова Н.В. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение» 1978. – 368 с. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988. – 384 с. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 224 с. Маневцева Л.М., Саморукова Н.В. «Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург, «Акцидент» 1998. – 556 с. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2003. – 236 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.