Содержание
-
Методы и формы контроля знаний студентов: компетентностный подход
Мензул Е.В. - доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики
-
КОМПЕТЕНЦИЯ –
Интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
-
Подходы к формированию содержания образования и оценке качества подготовки специалиста
Предметный подход Деятельстностный подход Дисциплины слабо интегрированы между собой Ориентация на освоение ЗУН Проверка сформированности знаний (реже умений и навыков) Решение простых профессиональных задач Содержание дисциплин тесно интегрировано Ориентация на освоение: ЗУН + формирование личностных качеств + социальной адаптации + опыта профессиональной деятельности Проверка сформированности компетенций Формирование поведенческой модели
-
Предметно-деятельностный подход
по дисциплинам по компетенциям Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует предметному структурированию Деление содержания образовательной программы и оценочных средств контроля соответствует его деятельностномуструктурированию
-
Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационныхподходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций. При этом традиционныесредстваконтроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средстваадаптироватьдля широкого применения в вузовской практике.
-
КОМПЕТЕНЦИИ Способность применять знания, умения, ценностный и практический опыт для успешного решения личностных и профессиональных задач Интегративны: объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуациях Диагностичны: факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных критериев Отражают социальный заказ: ориентированы на потребности рынка труда Не равны сумме знаний, умений и навыков Не сводимы к отдельной учебной дисциплине
-
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ) ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НЕТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
-
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ критерии оценки результата + объекты оценивания (что?) эталоны, нормы, качества технологии, методы (как?) + + требования к условиям выполнения задания (чем?) +
-
ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И ЕГО КРИТЕРИИ Продукт учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Процесс учебной, учебно-исследовательской, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности Объем профессионально значимой информации соответствие эталону соответствие выбранного, самостоятельно созданного алгоритма решаемой задаче соответствие научным основам организации и выполнения деятельности Объект Критерии:
-
Традиционные типы контроля
Основные: Текущий Промежуточный Итоговая государственная аттестация Дополнительные: Предварительный Рубежный (модульный) Резидуальный (контроль остаточных знаний)
-
Аттестация по дисциплине Междисципли-нарнаяаттестация «Квалификаци-онная» аттестация Профессионально значимая научная информация, способы теоретической деятельности На воспроизведение, понимание, работу с информацией, решение типовых и нетиповых задач Общекультурные, общепрофессиональные компетенции На перенос, применение информации, актуализацию умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности Общие и профессиональные компетенции, готовность к ПД (или отдельному ВПД) На выполнение ВПД, сформированность ОК и ПК, реальные или имитационные ситуации ВИДЫ АТТЕСТАЦИЙ ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ
-
Междисциплинарный экзамен Междисциплинарный экзамен Экзаменационный билет включает отдельные вопросы из разных дисциплин Оценивание компетенций затруднено или невозможно Экзаменационный билет включает междисциплинарную задачу Готовность к применению знаний и умений в новой ситуации Междисциплинарная аттестация
-
Интегративная модель оценивания компетенции Проблемное задание (Пз) Инструментарий решения Компетенция Междисциплинарная задача запрос L 1 - L 2 Общее понятийно-проблемное поле
-
Задачи междисциплинарной промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации:оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС наддисциплинарныйуровень ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по дисциплине: оценивание элементов компетенций (ЗУВ) дисциплинарный уровень Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций
-
Методы (виды) контроля
Устный контроль Письменные работы Контроль с помощью технических средств и информационных систем
-
Традиционные формы контроля
Устный Письменный Собеседование Коллоквиум Зачет Экзамен Тест Контрольная работа Эссе Реферат Курсовая работа Научно-учебные отчеты по практикам Отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС)
-
Технические средства Информационные системы и технологии Программы компьютерного тестирования Учебные задачи Комплексные ситуационные задания Электронные обучающие тесты, Электронные аттестующие тесты Электронный практикум Виртуальные лабораторные работы
-
Инновационные оценочные средства
Модульно-рейтинговая система Стандартизированный тест с творческим заданием Кейс-метод Портфолео Метод развивающейся кооперации Деловая (ролевая) игра Метод проекта
-
Модульно-рейтинговая система – модульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студента
ПЛЮСЫ МИНУСЫ В баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. Трудоемкость Субъективность при отсутствии четких критериев
-
Стандартизированный тест с творческим заданием
ПЛЮСЫ МИНУСЫ Проверяет не только ЗУВ, но и компетенции Может использоваться для промежуточного и итогового контроля Трудоемкость разработки заданий Сложность обработки
-
Кейс-метод – имитация реального события – специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию
ПЛЮСЫ МИНУСЫ Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного решения; Умение работы с информацией, в т.ч. затребовать необходимую; Навык формулировки выводов, изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля Временные затраты Сложность разработки Обучение студентов работать в рамках метода
-
Портфолиокомплексы индивидуальных учебных достижений студентов
ПЛЮСЫ МИНУСЫ позволяет выявить не только знания студента, но и то, как он пришёл к этим знаниям; сформированности компетентности студентов. формирование собственных критериев оценки может оказаться для студента достаточно сложным; в том случае, если критерии оценок не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики развития; как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.
-
Метод развивающейся кооперации –постановка задач, для которых нужно объединение студентовс распределением внутренних ролей в группе
Студент, не принимающий активного участия в решении поставленной задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается работа группы в целом ПЛЮСЫ МИНУСЫ Позволяет оценить умения студента: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; справляться с разнообразием мнений сотрудничать и работать в команде; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений.
-
Деловая (ролевая) игра
Трудоемкость разработки Временные затраты Не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит проблемность и не может быть усвоено или оценено индивидуально ПЛЮСЫ МИНУСЫ Позволяет оценить умения студента: работать в команде; применять полученные знания для решения конкретных производственных задач; находить выход из неординарных ситуаций; анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций; учитывать мнение оппонентов; находить несколько вариантов решений.
-
Метод проектов
проблематично применение одновременно по нескольким дисциплинам; трудоемкость разработки и ведения проекта; дополнительные временные затраты на презентационный этап; не возможно проведение в часы обязательных аудиторных занятий; ПЛЮСЫ МИНУСЫ Комплексная проверка компетенций позволяет оценить сформированность умений и навыков рефлексивных, поисковых, оценочной самостоятельности, работы в сотрудничестве, менеджерских, коммуникативных, презентационных
-
Методы и средства оценки общекультурных компетенций
Оценивают компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, компетентность социального взаимодействия, компетентность в общении, компетентность информационных технологий
-
Методы оценки сформированности общекультурных компетенций
Объективные тесты с выбором ответа (действия) Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива (есть объективно правильные и объективно неправильные ответы, отражающие компетентность. Тесты-опросники для диагностики личностных свойств Ключи к вопросам определяются с помощью психометрических процедур. Методики «субъективного шкалирования и самооценки компетентности» Эксперт интерпретирует ответы испытуемого, который оценивает какие-либо объекты или понятия по степени сходства или субъективного предпочтения в связи с компетентностью Методы экспертной оценки (интервью, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности и т.д.)
-
Необходимо привлечение квалифицированных специалистов Подготовка тестов и анкет, сама процедура тестирования и анкетирования, обработка результатов требуют большого количества времени и серьезных времязатрат Тестирование и анкетирование возможно несколько раз за все время обучения студента в вузе
-
Порядок разработки и экспертизы оценочных средств
1. Утвержденный ФГОС-3 по конкретным направлениям подготовки ВПО 2. Примерные основные образовательные программы (ПООП), учитывающие различные профили обучения
-
в состав ПООП входят характеристики целей обучения, видов и задач профессиональной деятельности выпускников, приобретаемых ими компетенций, структуры, содержания и условий реализации программ, а также рекомендации по разработке соответствующих форм контроля и фондов оценочных средств.
-
3. Разработанные вузом основные образовательные программы по различным профилям, входящим в направление подготовки. Составным элементом данных ООП являются фонды оценочных средств, предназначенные для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ООП и позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
-
ФОС- фонд оценочных средствФОС = КИМ +КОС
КИМ– комплект контрольно-измерительных материалов – применяется в дисциплинах, где предусмотрено измерение уровня знаний и умений. КОС – комплект оценочных средств – применяется в профессиональных модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности
-
Экспертиза фондов оценочных средств осуществляется на предмет выявления: соответствия ФОС структуре требований ФГОС; соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки; соответствия результатов обучения задачам профессиональной деятельности.
-
Компонентный состав компетенции
-
Дескрипторы уровне освоения компетенции
-
Образовательные технологии (способы выработки компетенций) и методы оценки сформированности этих компетенций (оценочные средства) – неразрывно связанные аспекты обучения. Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.