Содержание
-
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения) Голованова Ольга Валерьевна учитель-дефектолог, Курмалеева Лилия Ромазанова учитель-логопед (ГБОУ школа № 830) 2016 год
-
Цельюпсихолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер, включение воспитанников с ЗПР в систему социальных отношений. формирование у дошкольников с ЗПР различного генеза психологической готовности к обучению в школе. Задачами психолого -педагогического сопровождения является: - глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка); - изучение динамики развития детей, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения; – создание уютного, комфортного пространства для всех; – создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; - обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей; – формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс; - развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
-
Модель ППС обучающихся с ЗПР в ДО ГБОУ Школа № 830 включает в себя: - Проведение комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. - Коррекционную работу в образовательном процессе. - Логопедическое сопровождение развития ребенка. - Дефектологическое сопровождение развития ребенка. - Психологическое сопровождение развития ребенка. - Медицинское сопровождение.
-
Проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся нацелено на: выявление особенностей развития и социальной адаптации воспитанников дошкольного отделения; выявление актуальных и резервных возможностей развития; анализ образовательной ситуации, в которой находится воспитанник.
-
Коррекционная работа в образовательном процессе протекает: - в ходе непосредственно образовательной деятельности, которую осуществляют все педагоги, работающие с группой воспитанников; в режимных моментах. НОД: - индивидуальные и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия; - комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов; - комплексные занятия с участием детей и их родителей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения; Режимные моменты: - сопровождение свободной игры воспитанников, основанной на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.
-
Логопедическое сопровождение. Цель оказания логопедического сопровождения в учреждении - создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки к успешному освоению программ начального школьного образования. Основными задачами логопедического сопровождения являются: - коррекция нарушений устной речи детей; - своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; выявление структуры речевого нарушения и определение соответствующей коррекционно-развивающей программы, выстраивание индивидуального коррекционно-развивающего маршрута; - активизация познавательной деятельности детей; - выстраивание взаимодействия специалистов образовательного учреждения; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей); - привлечение родителей (законных представителей) ребенка к участию в коррекционно-образовательном процессе
-
Дефектологическое сопровождение. Направление работы: Диагностика. Цель: выявление трудностей формирования умений и навыков, условий их преодоления. Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении. Коррекционно-развивающая работа с детьми. Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной сферы; развитие позитивных качеств личности ребенка; подготовка детей к обучению на следующем уровне образования. Работа с родителями. Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». Взаимодействие с УОО. Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности учителя-дефектолога и других специалистов психолого-педагогического сопровождения дошкольного отделения, воспитателей. Самообразование. Цель: расширение и углубление теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных компетенций, повышение общекультурного уровня педагога.
-
Психологическое сопровождение. Цель психологического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанника и обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательных отношений (УОО). Задачи психологического сопровождения образовательного процесса: - мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в воспитательно-образовательном процессе в ДО; -обеспечение индивидуального этапного развития обучающегося с ЗПР в соответствии с его психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями. - разработка и внедрение психологических программ и проектов; - содействие педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в воспитании детей; - взаимодействие с другими подразделениями ГБОУ Школа № 830.
-
Медицинское сопровождение представлено оздоровительной работой, включает в себя: профилактику (профилактические осмотры специалистами, наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.); оздоровление (гимнастика после сна, ходьба по оздоровительной дорожке др.).
-
Условия реализации данной модели психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с ФГОС ДО и ФГОС для обучающихся с ОВЗ данная модель предполагает: - кадровое обеспечение, соответствующее образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ (ЗПР); - четкое и слаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса: администрации, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов – психологов, воспитателей, родителей и т.д. - обеспечение вариативности включения ребенка с ОВЗ в среду нейротипичных сверстников, с учетом психофизических особенностей воспитанника; - обеспечение гибкого режима дня (организация временного режима обучения) при посещении ДО; - организацию рабочего пространства с учетом здоровьесберегающих технологий; - обеспечение преемственности в сопровождении при переходе воспитанника с одного уровня образования на другой; - использование в образовательном процессе современных научно обоснованных и апробированных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР; - разработку и реализацию специалистами сопровождения программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ; - методическую поддержку всех участников образовательного процесса.
-
Созданные условия в нашем учреждении по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ЗПР, способствуют: - всестороннему развитию детей, - включению воспитанников с ЗПР в систему социальных отношений, - формированию у дошкольников с ЗПР различного генеза психологической готовности к обучению в школе, - усвоению АООП ДО.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.