Содержание
-
Роль педагога дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
-
«Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест»В.А. Аверин
-
Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
-
Вопрос одаренности не может быть рассмотрен без обозрения темы способностей, поскольку эти понятия очень тесно связаны друг с другом: «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер)
-
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)
-
Талант — система качеств, свойств личности, которые дают ей возможность достигать значительных успехов в оригинальном исполнении творческой деятельности. (Мелхорн Г.)Гениальность — системная характеристика личности, которая свидетельствует о сверхоригинальности ее достижений, об очень существенном превышении ею уровня обычной, творческой и даже талантливой деятельности» (Мелхорн Г.)
-
Одарённый ребёнок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
-
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
-
Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
-
Цель организации работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
-
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях: на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности; на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития; на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника
-
В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей. талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно. разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
-
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
-
Педагог должен быть: -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; -профессионально грамотным; -интеллигентным, нравственным и эрудированным; -владеть современными педагогическими технологиями; -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; -иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
-
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности детей; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; -принимать взвешенные психолого-педагогические решения; -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего коллектива; -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. При работе с одаренными детьми педагогу необходимо уметь:
-
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей: индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса); каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; детские научно-практические конференции и семинары.
-
Основные методы работы с активом детской организации. Коллективно творческие дела совместно с социо - партнерами. Конкурсы, интеллектуальные игры, слеты, дистанционные проекты, театрализованные представления, акции, форумы, сборы. Социологические опросы. Диагностическое обследование. Портфолио – личных достижений.
-
Ожидаемые результаты: Повышение интеллектуального, коммуникативного, творческого уровня учащихся. Творческая самореализация члена детской организации Обеспечение преемственности в работе. Формирование системы работы с нестандартными, креативными, одаренными учащимися.
-
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.Сократ
-
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.