Содержание
-
Система работы с одаренными детьми в лицее
Кузьмина С.А., к.п.н., зам.директора по НМР ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова Выборгского района
-
Актуальность
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности .
-
2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются.3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума.4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях: 1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы. Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».
-
Задание 1: Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие (талант, одаренность, задатки, способности) :
__________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. _________________ -индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. _________________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ________________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
-
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ-индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!
-
Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках
Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий. Занятый исключительно своими делами. Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
-
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
-
Талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости. • Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. • Не могут четко развести реальность и фантазию. • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». • Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий.
-
обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать информацию и опыт; умеют широко пользоваться накопленными знаниями; наличие большого словарного запаса, сопровождающегося сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы; интерес к словарям и энциклопедиям, предпочтение к играм, требующим активизации умственных способностей; наличие повышенной концентрации внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере,которая ему интересна. Одаренный ребенок:
-
Различают одаренность: социальную, иначе лидерскую; художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую; психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности; академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты; интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим; творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
-
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, Постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
-
Музыкальная одарённость
В.А. Моцарт – в 3 года Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет Ф. Шуберт - в 11 лет К.М. Вебер – в 12 лет
-
Математическая одарённость
в 20 лет Б.Паскаль Г.В.Лейбниц И.Ньютон
-
Психофизиологическая основа одарённости
Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся). Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.
-
Цель работы с одаренными детьми
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения
-
Задачи
Создание условий для инновационного развития учащихся и учителей лицея с целью успешной организации учебного процесса. Совершенствование форм и приемов работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Развитие сотрудничества с высшими учебными заведениями по работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей. Обобщение опыта лицея по работе с мотивированными учащимися с целью повышения результативности их обучения.
-
Основные направления реализации программы «Одаренные дети»
выявление одаренных обучающихся; создание банка данных «Одаренные дети»; разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательного процесса; создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.
-
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов; разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области
-
Профессиональные умения учителя:
умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; умение модифицировать учебные программы; умение стимулировать когнитивные способности учащихся; умение работать по специальному учебному плану; умение консультировать учащихся и родителей.
-
Личностные качества учителя:
Умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы. Способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка. Умение экспериментировать на уроке. Стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность.
-
Принципы работы с одаренными детьми
принцип развивающего обучения; принцип дифференциации и индивидуализации обучения; принцип учета возрастных возможностей; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, научное общество; принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для творческой работы учащихся
-
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; - Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; - Участие в школьных и районных, городских и всероссийских олимпиадах по предметам; - Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; - Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; - Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); - Создание детских портфолио. Формы работы с одаренными детьми
-
Особенности развития и обучения одаренных детей на разных этапах обучения
Начальная школа (1-4 кл.) При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам. Средняя ступень (5 – 8 кл.) Расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным и индивидуальным программам. Старшая ступень (9-11 кл.) Акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Основную роль регулярного внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют УНИО, кружки и т.д.
-
Система образовательного процесса в лицее по работе с одаренными детьми
Лицей 623 Интернет -форумы, -олимпиады Российские, региональные, школьные олимпиады система творческих конкурсов детские научно-практические конференции и семинары Конкурсы портфолио Заочные олимпиады, проекты, конкурсы Экологические проекты Водоканала НЛО
-
Программа развития лицея Программа работы с одарёнными детьми Программа «Служба Здоровья» Воспитательная программа лицея Проект «Школьная спартакиада как средство физического и духовного развития учащихся » Программа «В движении- жизнь!» Программа «Духовно-нравственное воспитание(георгиевская дружина)» Проект «Маршруты здоровья – дороги успешного развития школьника» Программа первой медицинской помощи Международный проект Красного креста Программа «Практика МЧС № 122» Программа «Формирование ценности ЗОЖ в процессе изучения естественнонаучных дисциплин» Программы работы с одаренными детьми в лицее:
-
Ежегодные лицейские конкурсы
Лицейский творческий ученический Конкурс «Экологическая сказка» Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 1-4 классов «ШАГИ В НАУКУ» Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 5-9 классов«ПУТЬ В НАУКУ» Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 10-11 классов«ШАГ В БУДУЩЕЕ» Открытый лицейский Конкурс «Лицеист года» 1 ноября 2015 г. 21 января 2016 г. 18 марта 2016 г. 22 апреля 2016 г. 20 мая 2016 г.
-
Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 1-4 классов «ШАГИ В НАУКУ»ПОБЕДИТЕЛИ(14 участников)
-
Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 5-8 классов «ПУТЬ В НАУКУ»ПОБЕДИТЕЛИ(15 участников)
-
Конкурс творческих проектов и учебно-исследовательских работ учащихся 5-8 классов «ПУТЬ В НАУКУ»ПОБЕДИТЕЛИ(15 участников)
-
ХХI научно-практическая конференция «ПАВЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
-
Лицейский творческий ученический Конкурс «Экологическая сказка» ПОБЕДИТЕЛИ(17 участников)
-
Победители и призеры олимпиадРайонная олимпиада (20 победителей и призеров)
-
Городские, всероссийские и международные конкурсы
-
Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Камю А. Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу. Горький М. Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант. Гёте И. Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Леонардо да Винчи Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него. Свифт Д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.