Содержание
-
Работа с одарёнными детьми (часть 2)
Чернушка, 2011 pptcloud.ru
-
План
1. Диагностика одарённости. Методы распознания одарённости. 2. Методы работы с одарёнными детьми. 3. Технологии работы с одарёнными детьми. 4. Формы работы с одарёнными детьми. 5. Программирование работы с одарёнными детьми.
-
Различия одарённости у мальчиков и девочек
1. Исследование креативности показало наличие значимых половых различий только среди учащихся среднего школьного возраста (7 кл.): результаты одарённых девочек выше, чем результаты мальчиков. 2. По показателю вербальных способностей обнаружены значимые различия среди учащихся старшего школьного возраста (9-11 кл.): у одарённых мальчиков результаты по этому показателю выше, чем у девочек.
-
3. Результаты исследования математических способностей показали наличие значимых половых различий у одарённых учащихся 3, 4 и 11 классов, где значение показателя у мальчиков значительно выше. 4. В исследованиях логического мышления (невербальные способности) выявлены значимые различия на уровне среднего школьного возраста (6-7 кл.), где девочки превосходят мальчиков, и старшего школьного возраста (11 кл.), где мальчики значительно превосходят девочек.
-
7. Исследование особенностей проявления творческих способностей одарёнными учащимися старшего школьного возраста оказало наличие половых различий в следующем: девочки больше интересуются художественно-литературной деятельностью (11 кл.); социальная активность со сверстниками у девочек 11 класса выше; девочки превосходят мальчиков в увлечениях театром (11 кл.) и музыкой (9 кл.); мальчики проявляют большую активность в увлечениях естественными и техническими науками (9-11 кл.).
-
5. Среди исследованных показателей личностных особенностей выявлены половые различия среди учащихся 3 и 9 классов. В обеих возрастных группах показатель «страх неудачи» выше у девочек. 6. К концу школьного обучения результаты когнитивных способностей мальчиков превышают результаты девочек: если результаты невербальных способностей в подростковом возрасте у девочек выше, чем у мальчиков, то к старшему школьному возрасту картину меняется: мальчики превосходят девочек.
-
Методы диагностики одарённых детей
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка (Из «Рабочей концепции одарённости»).
-
- Наблюдение. Беседа. Метод исследования: пакет диагностических методик.
-
Методы работы с дарёнными детьми
Метод самостоятельной работы: самостоятельная работа по образцу; трансформативные (реконструктивные) самостоятельные работы, 1 уровень творчества; эвристическо-исследовательские самостоятельные работы – 2 уровень творчества.
-
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося.
-
Освоение умений учиться
позволяет освоить все компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы учебная цель учебная задача учебные действия и операции
-
Функции УУД
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения - создание условий для непрерывного образования.
-
Виды универсальных учебных действий
1) личностные; 2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные.
-
Личностные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.
-
Регулятивные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: -целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.
-
Познавательные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: - общеучебные универсальные действия (1); - логические (2); - постановка и решение проблемы (3).
-
Общеучебные универсальные действия (1):
- самостоятельное формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; - моделирование.
-
Логические универсальные действия (2):
анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
-
Постановка и решение проблемы (3):
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов;
-
- управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Технологии в работе с одарёнными детьми
технология проблемного обучения, технология проективного обучения, технология организации исследования
-
Технология проблемного обучения
Алгоритм решения задачи включает в себя 4 этапа: 1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей; 2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; 3) доказательство гипотезы; 4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
-
Технология проектного обучения
Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.
-
История появления проектного обучения
С.Т. Шацкий Дж. Дьюи
-
Главная идея:
с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно и не обязательно строится в русле учебного предмета.
-
Определение
Технология проектного обучения – последовательность способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом.
-
Цель создания проектов:
решение какой-то проблемы в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов.
-
Основные этапы работы над проектом
1. Формулировка проблемы. 2. Постановка цели. 3. Обсуждение и выбор способов решения проблемы. 4. Самообразование и актуализация знаний. 5. Продумывание этапов деятельности, распределение ролей. 6. Решение поставленных задач. 7. Обобщение и презентация результатов. 8. Рефлексия.
-
Виды проектов
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, ролевой и др. По предметно-содержательной области: монопроект, межпредметный проект. По характеру координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
-
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые. По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (2-6 ч.), среднесрочные (12-15 ч.), долгосрочные.
-
Формы работы с одарёнными детьми
индивидуальные занятия, групповые занятия, предметные кружки; конкурсы, курсы по выбору, олимпиады, интеллектуальные марафоны, летняя школа для одарённых детей, спецкурсы, т.д.
-
«Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу».
-
Литература
Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. – 192 с. Одарённый ребёнок // Научно-практический журнал (выходит ежемесячно с 2001 года). Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии или реальность. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. – 136 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.