Содержание
-
Определение целей обучения(деятельностный подход)
Э.В. Ким, А.И. Крылов методическая лаборатория географии МИОО
“Великая цель образования - это не знания, а действия"
Герберт Спенсер
-
Деятельностный поход в обучении.
Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела.
Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности испособствующих развитию ключевых компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.
-
Деятельностный подход в обучении.
Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний, а в
- проектировании учебной деятельности,
- организации учебной деятельности,
- управлении учебной деятельностью.
-
Ясное определение целей обучения служит основой
- для оценки результатов обучения,
- для определения содержания и методов обучения,
- для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса,
- а в конечном итоге - развитию личности учащегося.
-
Почему важно определение целей обучения
Причина 1. Ясное описание целей обучения
- помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,
- сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.
-
Причина 2. Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.
-
Что значит “хорошо определить” цели обучения?
Четко сформулировать:
- ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый?
- определенность условий – при каких условиях он это сможет делать?
- информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?
-
«Ясность исполнения»
- Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый.
- Она описывает процесс (выбирать) или результат исполнения (привести примеры) действий ученика, соответствующих поставленной цели.
-
Практикум (пример) Требования Стандарта:
«В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения»
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
Часть 1.
-
Требования с ясно сформулированным исполнением
"После изучения курса географии основной школы учащиеся могут:
- перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса и карты;
- указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;
- написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса;
- распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;
- соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;
- перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;
- обосновать принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.
-
Описание действия
-
Практикум (второй пример)
«В результате обучения географии ученик должен знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Часть I, «Основное общее образование»
-
Практикум (продолжение)Требования с ясно сформулированным исполнением
- Назвать и показать на карте крайние точки России;
- Рассчитать протяжённость территории с запада на восток и с севера на юг;
- Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией;
- Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше;
- Назвать и показать по карте по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Обозначить их на контурной карте
- Привести не менее двух аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна;
- Дать оценку границ России с позиции безопасности или благоприятности для связи с другими странами;
- Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени;
- Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны;
- Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.
-
«Определенность условий»
Формулировка цели сообщает (если это необходимо), при каких условиях ученик может исполнить заданное действие.
-
Условия исполнения
"Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции".
(Из программы…)
-
Определенность условий исполнения
Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции страны с помощью формулы , где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении
-
- Сопоставив физическую карту и карту плотности населения определить закономерности …
- Используя политическую карту мира и таблицу статистических данных «Доля с\х в ВВП стран мира» определите…
-
«Информация о критериях»
Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо может быть выполнено задание (каков его приемлемый уровень).
-
Критерии
- Перечислить не менее 3 отличий плана, карты и глобуса
- Привести не менее 3 аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна
- Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».
-
Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют…
- Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения?
- Какими источниками при этом может и/или не может пользоваться обучаемый?
- По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?
-
Практикум
«В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Часть I, «Основное общее образование»
-
Практикум. Примеры определения целей обучения
- Привести не менее трёх примеров
- наукоёмких,
- трудоёмких,
- металлоёмких отраслей машиностроения;
2. Назвать и показать на экономической карте РФ основные районы и крупные центры автомобилестроения;
3. Написать вывод (или привести не менее тех аргументов) о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.
-
Э.В. Ким А.И. Крылов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.