Содержание
-
Организация проблемных ситуаций на уроках
Выполнила: учитель начальных классов Поздеева Ирина Александровна МБОУ «Краснобогатырская СОШ»
-
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД?
Это технология создания учебных (проблемных ситуаций)
-
Приемы создания проблемных ситуаций
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» II. Проблемные ситуации, возникшие с «затруднением»
-
1. Между двумя (или более) положениями
Прием 1 Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2 Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания 2. Между житейским представлением и научным фактом Шаг 1 Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку» Шаг 2 Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
-
3. Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Прием 1 Дать практическое задание, не выполнимое вообще Прием 2 Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Прием 3 Выполняется в 2 шага: Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
-
1 прием.Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, теории и взаимоисключающие точки зрения.
-
2 прием.Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников без предъявления чужих точек зрения.
-
На доске записаны слова
Весть, известие, вестник, известный, известно Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему в некоторых словах «Т» не произносится? И тема урока сегодня… (Непроизносимые согласные в корне слова)
-
На доске запись
2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21 -Вижу, вы удивлены? (реакция удивления) -Почему? (примеры одинаковые, а ответы разные) -Значит, над каким вопросом подумаем? (почему в одинаковых примерах получились разные ответы?)
-
Грибы не зеленые, значит, они животные! Грибы не могут передвигаться, значит, это растения!. -Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос?(побуждение к формулированию проблемы) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? (Грибы. Что такое грибы?)
-
Задание (работа в группах)
От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик- и –щик- -Прочитайте, какие слова у вас получились. (Варианты ответов: грузчик-грузщик, буфетчик-буфетщик) -Как вы выполняли задание? (побуждение к осознанию противоречия) -Почему так вышло? Чего мы не знаем?(условий выбора того или иного суффикса) -Какой будет тема урока? (правописание суффиксов –чик- и –щик-)
-
Задание в группах
Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. -Посмотрим как группы выполнили задание. Задание вам дано одно, а вариантов ответа много.(побуждение к осознанию противоречия) Почему так вышло? Чего мы не знаем?(побуждение к формулированию проблемы) Какая сейчас погода в Австралии? (проблема как вопрос)
-
Решите примеры. Вспомните алгоритм.
367 – 143 534 – 216 328 – 174 А теперь решите ещё один пример: 400-172 (фронтально на листочках) Какие получились ответы? (разные) Почему? (мы еще не решали такие примеры) Чем этот пример отличается от предыдущих? Какие примеры мы будем учиться решать?(где в уменьшаемом отсутствуют десятки и единицы)
-
Сначала учитель выявляет представление детей с помощью вопроса. Затем предъявляет научный факт.
Окружающий мир, 2 класс Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (Мало, почти нет. Шаг 1) Я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (фрагмент о цветении в пустыне растений) Дети испытывают удивление. Шаг 2. Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что вы узнали из текста? Какая возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения выживают в пустыне?
-
Русский язык. 3 класс.
-Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса –ник- (сапог, чай, соус, ель) Проделайте то же самое с другими словами (шкаф, пол, портрет) – Невыполнимое задание. Какой возникает вопрос? В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий учащиеся формулируют тему урока: «Существительные с суффиксом –ник-»
-
Английский язык. 4 класс.
-Скажите по-английски, который сейчас час? (показывает на часы над доской, время на которых 12.13. Обучающиеся затрудняются ответить) В чем затруднение? (не проходили этого) Значит, какая тема урока? (Который час)
-
Математика. 3 класс.
Сравните углы. Каким способом вы сравнивали углы? (на глаз) Далее - ШАГ 1. Теперь сравните эти углы.(они одинаковые) Каким способом сравнивали? (на глаз) Можете ли вы сказать, что это точный способ? Далее - ШАГ 2. Возникает ситуация затруднения. Получилось ли выполнить задание этим способом? Какой будет тема урока? (Сравнение углов)
-
Прием использования технологии «яркого пятна»
Торжественно объявленная тема урока не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Для этого могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из жизни, науки, культуры, шутки и т.д. Главное – заинтриговать, захватить внимание учеников.
-
Математика. 1 класс.Тема: Числовой отрезок
-В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать.»Ты построишь, - сказал он, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком». Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.