Презентация на тему "ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕна уроках окружающего мира" 4 класс

Презентация: ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕна уроках окружающего мира
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕна уроках окружающего мира" по педагогике. Презентация состоит из 34 слайдов. Для учеников 4 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.83 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    34
  • Аудитория
    4 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕна уроках окружающего мира
    Слайд 1

    ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕна уроках окружающего мира

    Подготовила: ЛЕСИВ Е.И., учитель начальных классов МБУ «Лицей №6» г.о. Тольятти

  • Слайд 2

    «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».  А. Дистервег 

  • Слайд 3

    Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» -постановка проблемы -поиск решения «диалог» -побуждающий -подводящий

  • Слайд 4

    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. +Развивает творческое мышление. +Максимально близок к жизненным ситуациям. -Ученики могут увести в сторону от темы -Невозможно рассчитать время на уроке +Развивает логическое мышление. +Просчитывается по времени. +Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу ВИДЫ ДИАЛОГОВ

  • Слайд 5

    ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – это интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда ученик не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом. 1.Создание проблемной ситуации 2.Выдвижение версий 3.Актуализация знаний 4.Планирование деятельности 5.Поиск решения проблемы или открытие нового знания 6.Применение нового знания на практике 7.Рефлексия. ЭТАПЫ УРОКА «Проблемы невозможно решить, находясь на том же уровне мышления, на котором ты их создал».   А.Эйнштейн

  • Слайд 6

    Приемы создания проблемной ситуации

    «Классические» «Сокращенные» 1.Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог. «Мотивирующие» 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

  • Слайд 7

    ВОПРОСЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему вы удивились? Сколько существует теорий? Сколько же в нашем классе разных мнений? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока? Какой возникает вопрос?

  • Слайд 8

    «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2.Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3.Между житейским представлением учащихся и научным фактом. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5.Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6.шаг 1.Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ -с удивлением -с удивлением

  • Слайд 9

    Создание проблемной ситуации «с удивлением»

    Предъявление двух (и более) точек зрения. зрения. Столкновение разных мнений учащихся зрения. Противоречие между житейским представление и научным фактом. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. Аня и Ваня с родителями тоже отправляются в путешествие. Аня с мамой на Южный полюс, а Ваня и папа на Северный полюс. Помогите им собрать вещи в дорогу. АНЯ ВАНЯ РАБОТА В ПАРАХ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ -Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно) -Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления) ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ЮЖНЫЙ ПОЛЮС ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Что вы думали сначала? – А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос? Вопрос фиксируется на доске – Какие еще есть пояса? А где же тепло? – Как будем искать ответ на наши вопросы?

  • Слайд 10

    Создание проблемной ситуации «с затруднением»

    Невыполнимое задание Задание несходное с предыдущим «На ошибку». Практически невыполнимое задание Тема: «План» – Изобразите на бумаге яблоко и ластик в натуральную величину. (Учащиеся выполняют задание) – Изобразите жилой дом в натуральную величину. Вы смогли выполнить это задание? –Нет. – Почему? –Этого сделать нельзя. Дом не поместится. Он большой. – Какой возникает вопрос? –Как изобразить дом на листе. Как изображать большие объекты. Задание, сходное с предыдущим Тема: «Прогноз погоды» – Какое явление ожидается, если загремел гром и небо занесло тучами. – Ожидается дождь. – Неожиданно во время дождя показалось солнце. –Появится радуга. – Вечером наблюдается ярко-красный закат… –Завтра будет тепло. – Утром на траве не было привычной росы… –??? – Медузы уходят в глубь моря… – Ласточки летают низко над землёй… –??? – Вы смогли выполнить задание? –Нет. – В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? –По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе (в городе). – Какой возникает вопрос? –Какие есть приметы для определения погоды? – Какова будет тема нашего урока? –Как люди определяют погоду? (Прогноз погоды) Выполнение задания и доказательство того, что оно не выполнено. ШАГ 1. ВОПРОС ИЛИ ЗАДАНИЕ «НА ОШИБКУ» – Вспомните, что нужно для жизни растениям? –Свет, тепло, вода… – Вспомните условия жизни в пустыне? – Мало воды. – Как вы думаете, много ли растений в пустыне? –Очень мало, почти нет. ШАГ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ФАКТА. – Сейчас я прочитаю вам отрывок из статьи. Быстро зеленеет пустыня. Появляются многочисленные темные сине-зеленые кустики с лиловыми цветочками гелиотропа. Вырастают яркие "снопы" свежей зелени селина - самого крупного злака песчаных пустынь. За неделю-другую распластываются на песке огромные, вычурно разрезные листья ферулы, образующие неправдоподобную по своей яркости и величине прикорневую розетку листьев, больше похожую на небрежно брошенный кружевной платок. Яркими и многочисленными огоньками выглядят разбросанные по песку красные цветы тюльпанов, окаймленные парой маленьких листочков, но уже развернувшие всю свою пышную красоту. – Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? – Какая же тема урока?

  • Слайд 11

    Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность» МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • Слайд 12

    Использование подводящего диалога

    Тема: «Про воздух…» – У меня в руках пластиковая бутылка. Что в ней? (Вопрос на ошибку) – Она пустая. – Опускаю горлышко бутылки в воду. Что наблюдаете? (Демонстрация научного факта) –Вода немного затекла в бутылку и дальше не поднимается. – Что вы сначала думали? –Что бутылка пустая. – А на самом деле? –Она не пустая. Там есть воздух. – А теперь я немного надавлю на бутылку. Что увидели? (Демонстрация научного факта) –Из бутылки выходят пузырьки! Значит, она точно не пустая! – Какова будет тема урока? –Мы будем узнавать свойства воздуха.

  • Слайд 13

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом «ЯРКОЕ ПЯТНО»

    Красные двериВ пещере моей,Белые звериСидятУ дверей.И мясо и хлеб — всю добычу моюЯ с радостью белым зверям отдаю! «яркое пятно» Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать Тема: «Пищеварительная система»

  • Слайд 14

    Сообщение темы с мотивирующим приёмом «АКТУАЛЬНОСТЬ»

    «Актуальность» понимание учащимися практической значимости знаний Тема: «Уход за комнатные растениями»

  • Слайд 15

    Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • Слайд 16

    Использование побуждающего к гипотезам диалога диалога

    Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий: 1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

  • Слайд 17

    ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЙ

    Наблюдение и анализ. Сравнение, выделение общих признаков Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»). Сочетание наблюдения и опыта.

  • Слайд 18

    ЭТАП ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ

    Методический прием «4 квадрата»

  • Слайд 19

    Тема: «Москва – преемница Владимира» СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ – Назовите событие, произошедшие в …862 году –Приглашение князя Рюрика на княжение …882 году –Захват князем Олегом Киева и объединение южного и северного центра Руси …988 году –Крещение Руси князем Владимиром – Как это повлияло на развитие Руси? –Русь крепла. –Развивалась торговля. –Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры. –Развивалась письменность. –Строились храмы. – – Чем прославились князья… … Ярослав Мудрый? –Расширял границы Руси, основал город Ярославль. … Владимир Мономах? –Воинскими подвигами и добрыми делами, основал город Владимир на реке Клязьме. … Юрий Долгорукий? –Построил город Переславль-Залесский. … Андрей Боголюбский? – «Я всю…Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил» – Сделайте предположение дальнейшем развитии Руси? (Вопрос на ошибку) –Русь продолжала богатеть и расширять границы. – Послушайте строки из летописи? (Предъявление научного факта) – Какой возникает вопрос? «Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви позжены», «все изобнажено и поругано бедною и нужною смертию», «град и церкви пожгоша», «все пусто сотвориша и ограбиша», «испустошиша и города и волости»

  • Слайд 20

    На Русь в XII -XIII в. обрушились беды, которые сильно ее ослабили. Что случилось? Междоусобицы. Нападение монголо-татар. Нападение немецких рыцарей. Вывод На западе – сражаться. Вступить в союз. Ярлык. В единстве – сила.

  • Слайд 21

    Хорошо ли жить в городе? Вводная часть Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ» Вывод

  • Слайд 22

    ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

    ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Формулирование темы урока (вопрос для исследования) Интерес к новому материалу, познавательная мотивация ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «Открытие» нового знания Подлинное понимание учащимися материала

  • Слайд 23

    «Чтобы найти новый путь, нужно уйти со старой дороги».  Омар Хайям 

  • Слайд 24

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

  • Слайд 25

    В презентации показано использование технологии проблемно-диалогического обучения (автор Мельникова Е.Л.) на уроках окружающего мира. Разработка урока «Москва – преемница Владимира» – авторская.

  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять! Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

  • Слайд 34

    Интернет - ресурсы

    Карта: http://fony-kartinki.ru/_ph/49/2/828651956.jpg Глобус: https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/66124276.66/0_702d0_c72aea87_orig Книги: http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356213.png На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке