Содержание
-
Тема: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области Тема: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» Отчет по самообразованию воспитателя: Каршковой В.В стаж работы 7 лет, 1 категория
-
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Задачи: Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик; Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
-
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
-
Пальчиковые игры Повышают речевую активность Концентрируют внимание Развивают память ребенка Развивают воображение и фантазию Стимулируют развитие речи Помогают овладевать динамикой жеста Развивают фонематический слух, силу и высоту голоса
-
Этапы работы Организационный этап Теоретический этап Практический этап Итоговый этап
-
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, совершенствуется память и внимание, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками, крышечками, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Изучая данную тему, провожу работу с родителями: Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Составляю папки-передвижки для информационных стендов.
-
-
Использованная литература: 1.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с 2.Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoeвoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53. 3.Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с. 4.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с. 5.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с Антакова-Фомина Л.В. 6.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014. - 187 с. 7.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» 8.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с. 9.Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2017г. 10.Данилова Е. «Пальчиковые игры» 11.Плутaeвa E. Рaзвитиeмeлкoймoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoeвoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.