Содержание
-
Развитие мелкоймоторики. Отчет по самообразованию выполнила: воспитатель высшей категории Цупикова Анна Владимировна 2017 г.
-
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В. А. Сухомлинский
-
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям.
-
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
-
ЦельРазвитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
-
Задачи- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность, мелкую моторику пальцев, кистей, общую двигательную активность;- Содействовать нормализации речевой функции;- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
-
Формы работы с детьми: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
-
Методы и приемы работы:Массаж, самомассаж кистей рук, физминутки,пальчиковые игры, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО,аппликация,рисование по трафаретам,дидактические игры,шнуровка,игры с мелкими предметами,пазлы, мозаика.
-
Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрастеМелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
-
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционнымиСамомассаж кистей и пальцев рук;Игры с пальчиками с речевым сопровождением;Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды и т.д.Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;Игры на развитие тактильного восприятия: «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
-
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть и нетрадиционными
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами;Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
-
Основные направления работы с детьми на занятиях.Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).Использование различных приспособлений (массажные мячики, шишки).Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки).Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц.Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).Работа с бумагой (складывание, обрывание).Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
-
ВыводУмелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически
-
Средства развития мелкой моторики.
-
Игры на развитие тактильного восприятия Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь. Ощупай и расскажи. Горячая – холодная. Чудесный мешочек. Найди такой же.
-
Игры с водой Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков.
-
Игры с песком Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели. Я пеку, пеку Угадай на ощупь Норки для мышки Волшебные отпечатки
-
Пальчиковые игры Игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, контакта глаза в глаза. Игры имеют развивающее значение, т.к. дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, локоть, плечо, сформировать форму тела. Соединение «Слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
-
Рисование Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.
-
Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами. Гнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Готовим обед
-
Игры с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Разложи по тарелочкам Найди игрушку Сухой бассейн из гороха и фасоли
-
Шнуровки Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
-
Игры с прищепками Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков. Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребенка и его творческий потенциал. Иголки для ежика Солнышко Тучка и т.д.
-
Игры с бумагой Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
-
Игры со счетными палочками Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами.
-
Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
-
Заключение Развитие мелкой моторики позволяет детям : Научиться понимать многие явления окружающего мира, Лучше адаптироваться в практической жизни, Стать самостоятельным и уверенным в себе.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.