Содержание
-
ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕпо новым стандартам
Выступление на районном МО учителей начальных классов ТАРАРЫКОВА Т.В. 25 МАРТА 2014Г
-
«Всегда есть много причин ничего не изменять.Но одна причина для изменений есть всегда – желание жить лучше».
А.В.Иванов
-
«ЧТО Я УЧУ?» «ЗАЧЕМ Я УЧУ?» «КАК Я УЧУ?»
-
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Под редакцией А.В.Иванова 2 издание Москва «Просвещение» – 2012
-
Брошюры-организаторы – ЭТО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОРТФОЛИО.
-
Рекомендации:
1. Начинать с простого и понятного. 2. Работа с брошюрой – повод помнить о портфолио, обсуждать, интересоваться своим портфолио и портфолио друзей, использовать портфолио для улучшения своей работы. 3. Простые правила: - учитель ПОМОГАЕТ создавать портфолио; - родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них портфолио; - семья несет ответственность за наполнение портфолио; - письменное разрешение на фото, видео- и аудиозапись их детей; 4. Цели работы по формированию портфолио: - добиться прогресса ребенка в самооценки; - поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю; - контролировать динамику наполнения портфолио; - развивать у ребенка способность создавать тексты самоанализа; - научить ребенка навыкам планирования и т.д.
-
Основное назначение брошюр-помочь организовать работу учащихся, их родителей и учителей с портфолио таким образом, чтобы:
В портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития; Портфолио содержал необходимую информацию для выбора индивидуальных методик обучения и постановки новых учебных целей; Портфолио содержал разнообразные свидетельства достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, оценка, которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям; Портфолио мог быть использован при проведении независимой внешней оценки для аттестации учителя.
-
Что означает термин «портфолио»?
Фр. – «собрание листов»; Ит. – «портфель, папка с документами»; Анг.- «портфель для документов»; 15-16 в.в – Зап.Европа – архитекторы, позднее художники; 20в. – фотографы и фотомодели, резюме работника при приеме на работу; 1983-1985 г.г. – в системе образования в США, затем в школах Европы, Канады, Японии, а сначала 21 в. – в России – «портфель достижений»
-
Для чего нужно портфолио?
Портфолио– система, объединяющая возможности итоговой оценки и формирующего оценивания (предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося). Портфолио сборник материалов новая система обратной связи (учёба, творчество, спорт) (динамика достижений, эффективность методик) процесс и мероприятия (сбор материалов и формирование сборника)
-
Роль портфолио в системе оценки результатов.
В качестве предмета итоговой оценки выделяют две составляющие: РЕЗУЛЬТАТЫ промежуточной аттестации итоговой работы ( динамика и продвижение в (лучшие работы и достижения за достижении планируемых результатов весь курс в области как предметных, в виде предметных или так и метапредметных результатов) метапредметных знаний) Взаимосвязь позиций: учебные цели – содержание учебных результатов – критерии оценки своей деятельности – процедура оценивания – обсуждение результатов оценивания- это система формирующего оценивания. Духовно-нравственное развитие и воспитание, формирование УУД. Комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов. Осуществлять оценку динамики учебных достижений.
-
Виды портфолио.
Портфолио работ - собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе учебных занятий, факультативов: проекты, свидетельства о достижении в спорте и творчестве. По русскому языку, литературе и иностранному – диктанты , сочинения и изложения, «Дневники читателя», иллюстрированные авторские работы и.т.д. По математике – мат. диктанты, сообщения на математические темы, записи решения познавательных и практических задач и т.д. По окружающему миру – дневники наблюдений, мини-исследования, проекты, интервью, творческие работы и т.д. Предметы эстетического цикла – иллюстрации к муз. произведениям, продукты собственного творчества, высказывания-описания и т.д. По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества и т.д. По физкультуре – дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания, комплексы физических упражнений ит.д.
-
2. Портфолио документов –собрание официальных документов, подтверждающие образовательные достижения: грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности, свидетельства, удостоверения. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятий, специализированных конкурсах и т.д. Основное требование – возможность соотнести уровень достижений с планируемыми результатами .
-
3. Портфолио отзывов - систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения предметными знаниями и навыками, УУД, метапредметными навыками, различные формы анализа (и рефлексии) в своей деятельности и результатов. Тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем . Главное - такой портфолио должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности.
-
4. Электронный портфолио- самый простой и доступный для обучающегося способом сбора достижений, а заодно продемонстрировать владение ИКТ – технологиями. Может создаваться на: флэш-карте или перезаписываемом диске, где хранятся копии отсканированных материалов на бумажных носителях, дополненные цифровыми фото-, видео- и аудиоматериалы, оригинальными работами, созданными в цифровом формате.
-
Портфолио и качество образовательного процесса.
Качество управления образовательным процессом, образовательной средой, содержанием образования, методов робучения; Качество организации образования и используемых для этого ресурсов; Качество целеполагания образовательной деятельности; Качество жизни учащихся в школе; Качество социального и культурного взаимодействия обучающихся. хороший образовательный результат.
-
Портфолио и профессиональный рост учителя.
Возможность наблюдать и сопоставлять результативность для использования разных методик; Оценивать результативность методик; Обсуждение и консультации коллег и внешних экспертов в использовании и выбора методик в будущем; Насколько я удовлетворен своей работой и достижениями обучающихся? Насколько обучающиеся успешны в освоении основной образовательной программы? Насколько и каким образом включены родители в освоение ребенком образовательной программы? Какие используемые мной методики помогают успешному освоению детьми образовательной программы? Какие виды и направления учебной и внеучебной деятельности детей можно считать осознанными, инициативными и самостоятельными? Как процедуры оценивания помогают улучшению результатов учебной деятельности? Соответствует ли система отношений в классе и стиль общения успешности освоения программы?
-
Портфолио и формирование самооценки учащегося.
Методы организации самостоятельной оценочной и рефлексивной деятельности обучающегося: рост внутренней мотивации к достижению хороших образовательных результатов; повышение осознанности обучающимися собственных учебных и внеучебных действий; формирование способности самостоятельно планировать свои действия на основе самоанализа. С помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности. Для этого нужно предложить детям такие виды деятельности и достижения, которые демонстрируют: Персональную инициативу и независимость; Способность без внешней помощи делать важные выборы; Реализовывать поступки и решения, отражающие степень осознанности за итоги своей деятельности; Убежденность в правоте и моральной справедливости своих поступков.
-
Для соответствия портфолио требованиям ФГОС необходимо: 1. Разрабатывать, обсуждать с учащимися, их родителями и использовать наглядные и понятные критерии прогресса в самооценке, самоанализе, самоконтроле и самостоятельности; 2. Определять и организовывать обсуждение с учащимися, их родителями тех результатов, которые будут демонстрировать достижение необходимого уровня самооценки, самоанализа и самостоятельности. 3. Создавать условия для составления обучающимся собственного плана деятельности. 4. Формировать и поддерживать понимание важности и ценности достижения конкретных результатов в сфере самоконтроля, самоанализа и самооценки.
-
В этом помогут брошюры-организаторы, которые позволяют направить деятельность детей в таких направлениях, как: Целеполагание и построение учебных планов в перспективе; Планирование и организация учебной и внеучебной деятельности; Определение способов самоконтроля; Направление усилий на достижение поставленной цели; Создание письменных и устных описаний своей деятельности; Проявление инициативы в учебной и внеучебной деятельности; Умение работать по намеченному плану; Жизненное и личностное самоопределение; Действия нравственно-эстетического оценивания; Ориентация в социальных ролях и межличностных ориентациях; Актуальность и практическая значимость своей деятельности; Формулировка учебных и жизненных вопросов; Интерес к чужому мнению и высказывание своего; Планирование общих способов работы; Возможность различных путей достижения цели; Поиск и определение проблем своей деятельности; Объяснение содержания и смыслов совершаемых действий, планирования.
-
Портфолио в системе обратной связи семьи и школы
Использование портфолио обеспечивает родителям и школе возможность получения достаточной и наглядной информации для оценки результативности и эффективности образовательного процесса. Хороший портфель достижений позволяет родителям ответить на следующие вопросы: -Каких основных результатов достиг ребенок? -Какими способами достигаются требования стандарта? -Как формируется культура самостоятельной деятельности ребенка? -Насколько успешно формируются поведенческие модели, основанные на сложившейся системе ценностей? и т.д. Портфолио вносит в систему обратной связи принцип открытости, делает общение семьи и школы предельно конструктивным. Полезная обратная связь всегда должна быть ориентирована на помощь: семье, в решении педагогических или иных проблем обучающегося; учителю в подборе более подходящих методов, стратегий работы в конкретной ситуации; школе для существенного улучшения какого-то процесса, связанного с выполнением школой своих обязательств.
-
Простые правила работы с портфолио.
Не нужно назначать специальные встречи с родителями для обсуждения основных моментов работы с портфолио (15-20 минут на родительских собраниях); Используйте наглядные средства, представляющиие детям и родителям основные этапы и принципы работы с портфолио (стенды, листовки , электронные сообщения и пр.); Не переоценивайте роль и возможности родителей, терпеливо разъясняйте им необходимость и пользу работы с портфолио; Прорабатывайте план работы с каждой брошюрой-организатором на весь год сразу, в конце года можете корректировать и дополнять.
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.