Содержание
-
Кленышева Светлана Юрьевна
Учитель I квалификационной категории МОУ "Мордышская начальная школа-детский сад" Суздальского района. Стаж работы 20 лет.
-
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
« ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ» Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Словарь русского языка С.И.Ожегова
-
АКТУАЛЬНОСТЬ Не разработанность концептуальных основ духовно-нравственного становления личности ученика начальной школа, а также отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в начальной школе сдерживают и ограничивают качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящие время. ПРОБЛЕМА Какова совокупность ведущих подходов, принципов и педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в контексте идей отечественной культурно-педагогической традиции.
-
Цель – определяется решением этой проблемы
Объект – духовно-нравственное воспитание личности ученика начальной школы Предмет – система уроков по программе «Наш край» (автор Харчевникова Е.Л.) как процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника в логике отечественной культурно-педагогической традиции. Практическая значимость системы праздников по данной теме – принцип природосообразности.
-
Задачи
Рассмотреть приобщение младших школьников к истокам русской культуры как один из подходов к процессу духовно нравственного становления личности ученика начальной школы в контексте с отечественной культурно-педагогической традиции. Определить содержание данного подхода к процессу современного духовно-нравственного воспитания Определить педагогические условия для практического внедрения программы «Наш край» в учебно-воспитательный процесс начальной школы Экспериментально апробировать систему уроков по теме «Календарно-обрядовые праздники для приобщения младших школьников к истокам русской культуры.
-
Календарно-обрядовые праздники.Сколько надежд, ожиданий предвкушения радостей и веселья связано с этими праздниками.
Колядные песни – «овсени», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство, славился их труд на земле, пелись пожелания здоровья, богатого урожая, приплода: Где коза ногою, Там жито копною. Где коза рогом, Там жито стогом. Где коза ходит, Там жито родит… Колядки
-
В старину гибкими молодыми ветвями освящённой вербы ударяли всех домочадцев. Чаще всего детей, иногда – и животных. Так после долгой зимы самым дорогим в доме передавали жизненную силу первого цветущего растения. При этом припевали-приговаривали: Верба красна, бей до слёз, будь здоров! Как вербочка растёт, так и ты расти! Не я бью, верба бьёт! Верба хлёст, бьёт до слёз! Вербное воскресение
-
Успение. Успение – конец жатвы. Этот день ещё называется «дожинки», «обжинки». Народные приметы: На Успение огурцы солить. Успение – окончание жатвы. Оканчивается посев озимого хлеба. Первый спас – Медовый – начало Успенского поста. С этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с мёдом. Второй спас – Яблочный – встречи осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их.
-
ПОКРОВ ПОКРОВ- первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. С этого дня начинали конопатить (утеплять) избы, приговаривая при этом: « Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром.» ПОКРОВ – конец хороводам, начало посиделкам. Весело ПОКРОВ проведёшь – дружка найдёшь.
-
Гипотеза - предполагается, что процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника через ее приобщение к истокам русской культуры приобретет управляемый и эффективный характер, если:
Используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции (через знакомство с содержанием календарно-обрядовых праздников) Содержание сценариев данных праздников строиться на культурологической основе в соответствии с этическими ценностями русской культуры Формирование представлений о нравственном идеале и его осознании учеником начальной школы осуществляется в процессе деятельного приобщения к этическим ценностям русской культуры нашедших свое отражение в содержании праздников Процесс приобщения младших школьников к истокам русской культуры предстают как целостный вариативный.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.