Содержание
-
Реализация образовательной области «Безопасность»в практике работы ДОУ
Белая Ксения Юрьевна, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методикидошкольного образования МИОО pptcloud.ru
-
Реализация образовательной области “Безопасность» в практике работы ДОУ
Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности». Ее основная цель — подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной).
-
Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Назовем некоторые из них: оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность); сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность); сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
-
Реализация образовательной области “Безопасность» в практике работы ДОУ
Условно выделим основные источники опасностей для ребенка-дошкольника: опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые); опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице); опасности, подстерегающие его на улице и дороге; опасности на природе.
-
Семь защитных стратегий
1. Не теряйте контакта с детьми. 2. Хорошо обучайте детей. 3. Закрывайте и запирайте. 4. Старайтесь быть на виду. 5. Выбирайте безопасные места. 6. Проверяйте. 7. Не ссорьтесь.
-
Образовательная область знаний “Безопасность” в ФГТ
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
-
Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
-
Формы образовательной деятельности
Рассказ, беседа, чтение, ситуативный разговор. Показ, объяснения, обучение, напоминание. Решение проблемных ситуаций. Личный пример. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные). Этюды и постановки. Наблюдение , экскурсия и др.
-
Комплексно-тематическое планирование
Задачи образовательной области “Безопасность»” невозможно решить без интеграции с образовательными областями: “Здоровье”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”. При комплексно-тематическом планировании важным является обор тем для образовательной деятельности.
-
Программа “Основы безопасностидетей дошкольного возраста”
В программе “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007) предлагаются темы, разбитые на 6 разделов: “Ребенок и другие люди”; “Ребенок и природа”; “Ребенок дома”; “Здоровье ребенка”; “Эмоциональное благополучие ребенка”; “Ребенок на улицах города”.
-
Образовательная область знаний“Безопасность”
Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа: об источниках опасности; возможных угрожающих ситуациях; мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта; способах элементарной помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях.
-
Образовательная область “Безопасность”в программе “От рождения до школы”
1-й раздел − “Безопасность собственной жизнедеятельности” 2-й раздел − “Бережем свое здоровье” 3 раздел − “Безопасность на улицах города” 4 раздел − “Безопасный отдых на природе”
-
Тематическое планирование
Несколько советов: Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях. Не спешите решить задачу или ответить на вопрос за ребенка. Помните, что набор готовых знаний не формирует потребности в познании, стремление к преодолению трудностей. Объясните ребенку, что вначале необходимо внимательно выслушать (или прочесть) задание, а затем его выполнять. Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному он может вернуться позже.
-
Темы раздела“Безопасность собственной жизнедеятельности”
“Взаимная забота и помощь в семье” “Опасные предметы” “Опасные ситуации дома” “Один дома” “Если ребенок потерялся” “Осторожно! Электроприборы” “Огонь – это очень опасно” “Правила поведения при пожаре” “Конфликты и ссоры между детьми”
-
Темы раздела“Бережем свое здоровье”
“Как устроен мой организм” “Соблюдаем режим дня” “Ценности здорового образа жизни” “О профилактике заболеваний” “Навыки личной гигиены” “Поговорим о болезнях” “Врачи – наши друзья” “О роли лекарств и витаминов” и др.
-
Темы раздела“Безопасность на улицах города”
Правила безопасного поведения на улицах Устройство проезжей части «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей О работе ГИБДД (ГАИ) Правила поведения в транспорте
-
Темы раздела“Безопасный отдых на природе”
“Правила поведения на природе” “Опасные насекомые” “Ядовитые растения” “Не все грибы съедобны” “Правила поведения при грозе” “Правила поведения при общении с животными” “Бережное отношение к живой природе” “В природе все взаимосвязано” “Помощь при укусах”
-
Методические пособия по теме
1. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с. 2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез,2011. – 64с. 3. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. 4. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 5. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
-
6. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.:Просвещение, 2007. 7. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996. 8. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. 9. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. 10. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 11. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 12. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005
-
Дидактические и настольно-печатные игры
Мир в картинках “Автомобильный транспорт”. Предметы гигиены. Если малыш поранился. Как избежать неприятностей. Часть 1 – на воде и на природе. Как избежать неприятностей. Часть 2 – во дворе и на улице. Как избежать неприятностей. Часть 3 – дома. Не играй с огнем. Звуковое лото “Звуки окружающего мира”.
-
Дорожная безопасность. Пожарная безопасность . Какие бывают службы помощи. Гигиена и здоровье. Азбука дорожного движения. Будь внимателен и осторожен. Будь осторожен с незнакомыми людьми. Правила противопожаной безопасности.
-
Спасибо за внимание
Контактные телефоны: 8- 499-977-26-67 Белая К.Ю.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.