Содержание
-
Развитие познавательной деятельности на уроках биологии
- Учитель биологии
- МАОУ лицей №8
- Лоскутникова Татьяна Михайловна
-
- С древних времен педагоги ищут способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое, не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
-
- методы, приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
- Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
-
Методы, способ ствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
- Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),
- Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)
- Практические (лабораторные и практические работы, творческие задания) .
-
Характеристика методов развития познавательной деятельности
- Словесные методы
- Занимают ведущее место в системе методов обучения. учениками проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников.
- Словесные методы можно подразделить на следующие виды:
- рассказ
- объяснение
- беседа
- дискуссия
- лекция
- работа с книгой
- работа с дидактическим материалом
-
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом
- Организация самостоятельной работы происходит следующим образом: дается классу конкретное учебное задание, пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
- Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
- Очень эффективно пользоваться самодельными раздаточными дидактическими материалами ,т.к. они наиболее точно соответствуют требованиям конкретного учителя, и, что не мало важно, ученика.
-
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:
- карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;
- карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;
- карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
-
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений:
- карточка с вопросами для размышлений
- карточка с заданием выполнить рисунок
-
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений
- карточка с немым рисунком;
- тестовые задания.
- В последнее время наиболее распространёнными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток, т.к учащиеся
-
Практические методы
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся:
- упражнения,
- лабораторные и практические работы.
- творческие работы
-
Наглядные методы обучения
- Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
- метод иллюстраций и метод демонстраций:
- Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.
- Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов.
-
Метод проекта
- Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка .Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта.
-
Применение проектного метода позволяет развить:
Познавательные умения учащихся:
- наблюдения
- абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация)
- выдвижение гипотез
- решение проблем
- соотнесение результатов с гипотезами
- Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки
- Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
-
- Для каждого учителя очевидно, что все учащиеся способны по-разному включаться в познавательный процесс. И ,исходя из этого, можно выделить некоторые основные уровни познавательной активности:- воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением найти смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. - творческая активность Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Для каждого ребенка характерен свой уровень познавательной активности и основная задача учителя, учитывая индивидуальные способности ученика, максимально повысить его.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.