Содержание
-
Факторы, способствующие возникновению и проявлению насилия в образовательных организациях. Механизмы определения и формы защиты детей от насилия и жестокого обращения По материалам руководителя отдела психолого-педагогической помощи детям г. Иркутск
-
История проблемы
Взрослые из окружения ребенка наделены практически неограниченной властью над его телом, чувствами и мыслями. Жестокость по отношению к детям на протяжении многих веков являлась нормой для общества.
-
Историческая типология доминирующих стилейотношения к ребенку
Детоубийство— от времен античности до IV столетия нашей эры: ребенок не имеет души, он не «важен», а потому его можно убрать Покинутость— с IV до XIII столетия н.э.: у ребенка есть душа, но она не важна Противоречивость— с XIV до XVII столетия: ребенка можно вылепить, сформировать по желанию взрослых Навязчивость— XVIII столетие— формирование воли и характера ребенка Социализация— XIX столетие— стиль воспитания, базирующийся на наследовании лучших нормативных образцов культуры Помощь— с середины XX столетия— поддержка, помощь ребенку в процессе воспитания и обучения
-
Статистика по Иркутской области
За 2015 год в Службу Межведомственного взаимодействия поступило 181 сообщение: 47 – сексуальное насилие, 118 –физическое, 15 – пренебрежение нуждами, 1 – психологическое За период с 1 января 2016 по 1 сентября 2016 поступило 118 сообщений: 39 – сексуальное насилие, 73 – физическое насилие, 6 – пренебрежение нуждами
-
Определение насилия ВОЗ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитие или другой ущерб.
-
Жестокое обращение с детьми
Нанесение физического, психологического или эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение его нуждами, наносящие вред его физическому и психическому развитию.
-
Насилие
Психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию, вынуждающее прерывать значимую деятельность и выполнять другую.
-
Виды насилия
-
Практическая работа в 4 подгруппах
Назвать признаки сексуального, физического, психологического насилия, нанесения ущерба.
-
Физическое насилие
Удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, «надирание» ушей, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др.
-
Психологическое насилие
Насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек); высмеивания; отказ от общения; недопущения в группу, в игру, спортивное занятие и другое мероприятие; а также оскорбления, унижения и грубые слова, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом.
-
Сексуальное насилие
Нежелательные объятия и прикосновения, в том числе к половым органам, обнажение своих гениталий, показ порнографии, подглядывания и т.д. Могут встречаться унижающие достоинство высказывания и нежелательные притязания сексуального характера — заигрывания, ухаживания и домогательства, а также любые другие действия, направленные на притеснение человека, отклонившего подобные притязания.
-
Нанесение ущерба
Проявляется в порче и/или насильственном отбирании имущества и денег у воспитанников или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство— разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространение слухов и сплетен. При подобных действиях наносится не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).
-
Классификация насилия
В зависимости от причин воздействия: дискриминация стигматизация гендерное насилие В зависимости от направленности насилия: насилие, направленное на себя межличностное насилие коллективное насилие
-
Дискриминация
Дискриминация, которая подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности.
-
Стигматизация
Предвзятое отношение к ребенку, связанное с наличием у него каких-либо отличительных свойств, признаков, которые в данном сообществе считаются нежелательными, не приемлемыми в силу распространенных стереотипов.
-
Буллинг
Непрямой буллинг проявляется через — манипулятивное поведение.
-
Хейзинг
Одним из видов буллинга — хейзинг — связан с таким явлением как неформальные насильственные обряды инициации.
-
Факторы насилия
Среди наиболее важных факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных организациях, можно выделить личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные.
-
Личностные факторы Семейные факторы Факторы среды Ситуативные факторы Социальные факторы
-
Взаимоотношения между участниками насилия
-
Практическая работа в трех группах
Составить портреты, то есть отметить типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.
-
Важно!
Для эффективной работы по защите детей от насилия специалистам образовательных организаций надо знать основные понятия насилия, его виды и формы проявления и регламент действий должностных лиц по предупреждению, выявлению, регистрации, разбору случаев насилия, принятию воспитательных и дисциплинарных мер и оказанию помощи всем его участникам (пострадавшим, свидетелям и обидчикам).
-
Многочисленные негативные последствия насилия для всех вовлеченных в него сторон определяют необходимость планирования и осуществления комплексной стратегии по его выявлению, предупреждению и преодолению
-
Механизм определения и действия в случае жестокого обращения с ребенком
-
Система межведомственного взаимодействия
Служба в круглосуточном режиме осуществляет прием сообщений о фактах ЖО или суицидальном поведении детей Служба регистрирует полученные сообщения и вносит информацию в банк данных Незамедлительно (не позднее 1 часа с момента поступления) передает информацию о фактах ЖО или суицидальном поведении для проверки дежурному СУ СК РФ по Иркутской области (если есть угроза жизни) После проведения проверки СУ СК Служба в течении 24 часов передает информацию руководителю ММГ по месту фактического пребывания ребенка для принятия мер по его сопровождению, реабилитации и защите.
-
По каждому факту насилия :
1.В тот же день по этому случаю информация. 2. Справка по этой ситуации. 3.Отчет о психолого-педагогическом сопровождении в первые дни после происшествия. 4. Отчет образовательной организации о принятии дополнительных мер.
-
Практическая работа. Деловая игра
Назвать ситуацию жестокого обращения, найти выход из данной ситуации.
-
Защита детей от насилия, обращение в специальные службы
Обращение в органы опеки и попечительства В инспекцию по делам несовершеннолетних Детский телефон доверия (экстренная психологическая служба) – 8-800-2000-122 Служба межведомственного взаимодействия – (395-2)22-93-28 Дежурная часть СУ СК-(395-2)26-18-00 Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.
-
27 мая 2014 года президент России Путин В.В на заседании Координационного совета отметил, что число подростковых суицидов уменьшилось вдвое за пять лет, но подчеркнул, что эта страшная проблема все еще существует. НЕОБХОДИМО УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ ДЕТЕЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.
-
Удачи вам в работе!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.