Содержание
-
Созданиепсихолого-педагогических условийдля социального образования детей раннего возрастав условиях внедрения ГОС ДО
-
В соответствии с ГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Развитие ребёнка раннего возраста в образовательном процессе обеспечивается целостным процессом социализации.
-
Социализация - от латинского слова socialis-общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
-
Государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к социальному развитию детей:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - готовности к совместной деятельности со сверстниками; - уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества; - безопасного поведения в социуме, природе, быту.
-
Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру
-
Цель социализации ребенка раннего возраста: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».
-
Выделяют три группызадач, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические
-
Естественно-культурныезадачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества.
-
Социально-культурные - задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками.
-
Социально-психологическиезадачи связаны со становлением сознания личности ребенка. В раннем дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и уровня самоуважения. Основа самооценки - умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, произвольное поведение.
-
Педагогическая технология социализации детей раннего возраста в образовательном процессе ДОО вариативна и осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей; - перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию; - использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе; - организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей; - индивидуальная коррекция имеющихся социально-личностных проблем ребенка.
-
Важной особенностью организации процесса позитивной социализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе.
-
Пространство социализации в ДООвыстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов:
- расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.) - предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).
-
увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка; - гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»).
-
Сферами социализацииявляется многообразная детская деятельность:
игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская.
-
Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.