Содержание
-
Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности
-
Актуальность исследования
- Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества.
- Каков сегодня социальный заказ?
- Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
- Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решение
- Готовность действовать в нестандартных ситуациях
- Толерантность
- Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения
-
Теоретическая основа исследования
- Курсы на базе АПК и ППРО в Москве «Содержание и технология работы по комплекту учебников гуманитарного цикла образовательной системы «Школа 2100» в основной школе».
- Встреча с авторским коллективом создателей учебников по русскому языку и литературе ОС «Школа 2100»,с Т.А.Ладыженской, автором учебника «Риторика»
- Значимость и важность риторики как предмета в рамках ОС «Школа 2100»
- Разработка проблемы общеучебных умений авторским коллективом ОС «Школа 2100»
-
Постановка проблемы
- С одной стороны, функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, учащиеся не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми.
- Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки
-
Цели и задачи исследования
Цель исследования:
- конкретизировать способы эффективного развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся;
- Разработать и апробировать различные способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности;
- Описать полученный опыт.
Объект исследования: область формирования коммуникативных навыков учащихся.Выбор предмета исследования: учащиеся 5«А», 8 «А» и 10 классов, их коммуникативные навыки.
-
Программа исследования
1 этап:
- Составление вопросов для анкет
- Анкетирование
- Изучение анкет
- Описание результатов анкет
2 этап:
- Апробирование различных способов коммуникативных навыков
3 этап:
- Обобщение опыта работы учителя по способам развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (элективные курсы и проектная деятельность)
-
Анкетирование учащихся
5 класс
- Что такое общение?
- Для чего нужно общение?
- Оцени свой уровень общения.
8 класс
- Что нужно сделать, чтобы развить умение общаться ?
- Затрудняют ли тебя публичные выступления с докладами?
10 класс
- Возросла ли потребность людей в общении в наше время?
- Умеешь ли ты общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях?
- Готов ли ты к успешному взаимодействию в другом коллективе?
- Умеешь ли ты оформлять документы официально-делового стиля?
-
Результаты анкетирования
5 класс
- Слишком упрощенное понимание понятия «общение» и для чего оно нужно
- 12 учащихся (57%) считают свой уровень общения средним. 9 – хорошим.
8 класс
- 84% учащихся испытывают затруднения при выступлении (причины: волнение, стеснительность, боязнь сделать что-то не так)
10 класс
- 17 человек считают, что потребность людей в общении в наше время возросла.
- 15 – готовы к успешному взаимодействию в другом коллективе.
- 13 – умеют оформлять документы официально-делового стиля
- 8 – умеют общаться в жизненно важных коммуникативных ситуациях.
Итог: необходима специальная система развития коммуникативных навыков учащихся, в том числе и во внеурочной деятельности.
-
Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)
-
-
Элективный курс «Создание путевого очерка»
Цель курса:
- Самостоятельное создание творческих работ через знакомство с особенностями написания путевого очерка.
Задачи курса:
- Формирование практического навыка в написании творческих работ
- Формирование коммуникативных умений
- Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей, воспитание любви и интереса к русскому языку.
-
Основные направления деятельности
- Освоение теоретического материала по написанию путевого очерка
- Экскурсионная деятельность (экскурсии по родному краю: село Домнино, село Воскресенье, Иаково-Железноборовский монастырь, Макариево-Писемский монастырь, Ипатьевский монастырь).
- «Заочные экскурсии» (рассказы очевидцев о жизни в других странах)
- Написание творческих работ. Сотрудничество с СМИ («Буйская правда», «Буй сегодня», школьная газета «Позитиff»).
- Презентация работы элективного курса.
-
Итоги работы курса подвели сами учащиеся
- Научились самостоятельно писать путевой очерк
- Расширили свои знания об истории родного края
- Получили положительный эмоциональный заряд
- Научились лучше взаимодействовать с окружающими.
-
Элективный курс «Риторика»
- Основная идея курса 5 класса – учиться вежливой речи, уважительному, доброму отношению друг к другу.
- Идея курса 6 класса – будь своему слову господин.
- Идея курса 7 класса – нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н. Толстой).
- Идея курса 8 класса – ответственное отношение к каждому слову.
- Занятия по риторике – богатый материал для формирования и совершенствования коммуникативных навыков учащихся.
-
Проект «Русская изба»
Задачи проекта:
- Сбор, обобщение и систематизация краеведческого материала по истории родного края;
- Развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Воспитание любви к родному краю через знакомство с его историей.
-
Совместная творческая деятельность учащихся школы и учителей. Впереди у учащихся 8 «А» класса интересная работа:
- поездка в музей в г. Буй
- посещение библиотек г.п.п. Чистые Боры и г. Буя с целью накопления материала по темам «Устройство русской избы», «История жилища на территории Буйского района»
- разработка и проведение экскурсий для учащихся.
-
Проектная деятельность позволяет
- Формировать коммуникативные навыки;
- Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- Развивать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- Формировать функциональную грамотность школьников, применяя полученные в ходе обучения умения и навыки для решения конкретных задач.
-
Выводы
- Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии.
- Учитель – словесник играет большую роль в формировании коммуникативных навыков учащихся.
- Широкая внеурочная деятельность – важное условие формирования коммуникативной культуры.
- Способы формирования коммуникативной культуры во внеурочной деятельности:
- Основная школа
- элективные курсы
- проектная деятельность
- Старшая школа
- индивидуальная исследовательская деятельность
- Только системная целенаправленная работа формирует самостоятельную личность, способную к принятию решений и отвечающую за них, способную к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.