Содержание
-
Приём«Тонкие и толстые вопросы»
«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг
-
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
-
Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
-
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отрабатывает умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
-
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
умения погружаться в текст; способности анализировать информацию в контексте личного опыта; навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
-
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
-
Таблица вопросов
Тонкие вопросы кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... Толстые вопросы дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
-
Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу
-
После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу.
-
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы (вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы); на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
-
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)
-
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
-
Репка ( тонкие вопросы )
Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?
-
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»
Тонкие вопросы Что такое приставка? Для чего нужна приставка? Где пишется приставка в слове? Как обозначается приставка? Толстые вопросы Почему приставка так называется? Чем приставка отличается от суффикса? В чём отличие приставки от предлога? Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
-
Семинар
1. Тренинг 2. Испытывающий, вдохновляющий 3. Организует, направляет, развивает 4. Расширяет горизонты профессиональной деятельности 5. Полет мысли!
-
Технология Новая, интересная, перспективная Познакомились, изучили, узнали Соответствует стандартам нового поколения Интересно
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.