Содержание
-
Выпускная квалификационная работаСКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики Плаксина Ольга Александровна Выполнила: студентка группы 4-03 заочной формы обучения Научный руководитель: Михайлова Ольга Климентьевна
-
Актуальность исследования В современное время в дошкольных образовательных учреждениях растет число детей, которые имеют такие негативные проявления, как быстрая утомляемость, отчужденность, тревожность, сквернословие, негативизм и агрессивность, общая эмоциональная неуравновешенность, а также заторможенность и уход в себя. B связи с этим наиболее жизненной для практической педагогики и психологии является задача поиска эффективных путей профилактики и раннего преодоления последствий возникновения социальной дезадаптации у детей в старшем дошкольном возрасте.
-
Социальная дезадаптация ребёнка – это явление общей неуспешности его психофизическими способностями, и возможностями, отвечающими возрастному психическому развитию. ребёнка в сфере его развития и обучения, и в большинстве случаев связана также с субъективно неразрешимыми для самого ребёнка конфликтами между требованиями ближайшего окружения и образовательной среды, и Причины социальной дезадаптации: социальные; психологические; педагогические; медико-биологические. Теоретический анализ исследования
-
Цель исследования: изучить проблему профилактики и коррекции социальной дезадаптации детей 6-7 лет с помощью сказкотерапии. Объект исследования: социальная дезадаптация детей старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема. Предмет исследования: особенности профилактики и коррекции социальной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии.
-
Гипотеза исследования: выступило предположение о том, что такие индивидуально-личностные особенности детей старшего дошкольного возраста, как тревожность, агрессивность и низкий уровень коммуникативных умений способствуют возникновению социальной дезадаптации, которые можно нивелировать посредством использования метода сказкотерапии при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: учет индивидуально-личностных особенностей детей; проектирование безопасной, психологически комфортной среды для каждого участника воспитательного-образовательного процесса; привлечения родителей к активному совместному участию в профилактике и предупреждении возникновения социальной дезадаптации; профилактическую и коррекционно-развивающую работу необходимо проводить в интеграции со специалистами.
-
Задачи исследования: организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению индивидуально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, способствующие возникновению социальной дезадаптации; составить и апробировать цикл мероприятий по профилактике и коррекции социальной дезадаптации у детей 6-7 лет с помощью скозкотерапии и реализовать модель работы с родителями; выявить степень эффективности метода сказкотерапии в профилактике и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.
-
Методологические основания исследования: Татьяна Зинкевич-Евстигнеева Особую значимость представляют теоретические и методологические разработки в области сказкотерапии, и работы таких исследователей, как Александра Леонидовича Венгера, Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, Ольги ВладимировнойХухлаевой и многих других. Ведущие теоретические положения по проблеме социальной дезадаптации дошкольников, представленные в работах Лидия Ильинична Божович, Александра Ивановича Захарова и Даниила Борисовича Эльконина.
-
База исследования МБДОУ «Детский сад №27» города Чебоксары, Чувашской Республики
-
Этапы исследования Констатирующий этап Формирующий этап Контрольный этап
-
Констатирующий этап Проективная методика «Кактус», разработанная М.А. Панфиловой; Тест тревожности, разработана Р. Тэммплом, В. Аменом, М. Дорки; Методика коммуникативных умений, разработанная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Диагностический инструментарий: Цель: диагностика индивидуально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста, способствующие возникновению социальной дезадаптации. Сроки реализацииконстатирующего этапа: февраль 2016 год.
-
Результаты по методике «Кактус» на констатирующем этапе исследования
-
Рисунки детей по методике "Кактус"
-
Результаты по тесту «Тревожности» на констатирующем этапе исследования
-
-
Результаты по методике «Рукавички» на констатирующем этапе исследования
-
-
Формирующий этап Нами был составлен: Цель: составление и апробация цикла мероприятий по профилактике и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии, с привлечением родителей к активному совместному участию в нем. Сроки реализации формирующего этапа: март 2016 – апрель 2016 год. Цикл мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, состоящий из профилактических и коррекционно-развивающих сказок; Модель работы с родителями, которую проводили совместно со специалистами.
-
Цикл мероприятий по профилактике и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии Вступительная сказка для детей со встроенной метафорой преодоления трудностей «Маленький белый гриб и его шляпка», разработана Е.М. Блюхтеровой; Сказка для тревожных детей, которые бояться всего нового «Храбрый горшок», разработана Е.М. Блюхтеровой; Сказка для нерешительных и тревожных детей «Широкое небо», разработана О.В. Хухлаевой; Сказка для агрессивных детей «Могучий дуб и маленький кабанчик», разработана Р.М. Ткач; Сказка для коррекции агрессии и агрессивного поведения ребенка «Праздник дружбы», разработана Е.С. Мосиной; Сказка при проблемах коммуникативного поведения у дошкольников «Кошачья дружба», разработана Т.М. Поляковой; Сказка при смешенной форме дезадаптации у детей с индивидуально-типологическими особенностями «Попугай Кеша», разработана Е.А. Мартыненко; Сказка, помогающая подготовить детей к переменам и превратить взросление в увлекательное приключение «Чудовище в шкафу», разработана Е.М. Блюхтеровой.
-
Модель работы с родителями по профилактике и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии Индивидуальная беседа с родителями о влиянии сказкотерапии в проблеме социальной дезадаптации детей; Анкетирование родителей, с целью выявления признаков дезадаптации у детей, разработана М.Р. Битяновой; Консультация родителей на тему «Сказкотерапия, как способ воспитания детей без проблем в развитии», с целью образовательного просвещения; Рекомендации для родителей «Воспитание сказкой», с целью практического применения полученной информации; Сказка для родителей по проблеме коррекции тревожности у детей «Морская история», разработана Е.С. Мосиной; Итоговое родительское собрание, с целью согласования и объединения усилий ДОУ и семьи по проблеме профилактики и коррекции социальной дезадаптации детей.
-
-
-
Контрольный этап Цель: выявление степени эффективности метода сказкотерапии в профилактике и коррекции социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста. Сроки реализацииконтрольного этапа:май 2016 год.
-
Результаты по методике «Кактус» на контрольном этапе исследования Рисунок 1 – Сравнительные показатели эмоционально-личностной сферы детей экспериментальной группы (в %)
-
Результаты по методике «Кактус» на контрольном этапе исследования Рисунок 2– Сравнительные показатели эмоционально-личностной сферы детей контрольной группы (в %)
-
Результаты по тесту «Тревожности» на контрольном этапе исследования Рисунок 3– Сравнительные показатели уровня индекса тревожности в экспериментальной и контрольной группе детей (в %) контрольная группа экспериментальная группа
-
Результаты по методике «Рукавички» на контрольном этапе исследования экспериментальная группа контрольная группа Рисунок 4 – Сравнительные показатели уровня коммуникативных умений в контрольной группе детей (в %)
-
Выводы: представленная программа помогает нивелировать у социально-дезадаптированных детей агрессивность, тревожность и повышает уровень их коммуникативных умений; цель достигнута, гипотеза подтверждена.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.