Содержание
-
Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на разных возрастных этапах
-
ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
-
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: ● предметные; ● метапредметные; ● личностные. В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать: ● преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; ● учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-
●вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); ● формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; ● развития своей экологической культуры; ● дифференциация и индивидуализация обучения; ● мониторинг возможностей и способностей обучающихся; ● выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; ● психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; ● обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; ● формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; ● поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
-
●диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); ● вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
-
Цель психологического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
-
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса: ●психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях; ● мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута; ●содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
-
● разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; ● содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
-
● содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; ● распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии; ● взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
-
Основные направления деятельности педагога-психолога: ● работа с учащимися; ● работа с педагогическим коллективом школы; ● работа с администрацией школы; ● работа с родителями учащихся.
-
Задачи психологического сопровождения: 1. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей. 2. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
-
3. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения: 1. Психологическое просвещение 2. Профилактика 3. Диагностика (индивидуальная и групповая) 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) 4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) 5. Консультирование (индивидуальное и групповое) 6. Экспертиза
-
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия: ●в каждой параллели ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе; ● при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения - проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 1-х, 5-х, классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации; ● коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами;
-
● психологическое сопровождение одаренных детей Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одарённости, педагог-психолог совместно с педагогическим коллективом решает следующие задачи: 1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. 2. Формирование адекватной самооценки. 3. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов. 4. Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; 5. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
-
● психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; ● психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам, возможно сопровождение обучающихся 7-9 классов); ● психологическая подготовка обучающихся 9 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами; ● сопровождение педагогов в аттестационный период;
-
● профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений; ● размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский Телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей; ● проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.