Содержание
-
КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПОНИМАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила: магистрант 2 курса факультета «Педагогическая психология» КГУ им. К.Э. Циолковского Маркина Людмила Александровна Научный руководитель: доктор психол. наук, профессор Горбачёва Елена Игоревна
-
Актуальность исследования
Новые образовательные стандарты определяют в качестве одной из функций образования - удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся и меняют взгляд на позиции обучающегося и учителя в процессе обучения, ставя обучающегося в центр системы образования. Понимание образовательных потребностей обучающихся необходимо для построения с их учетом конструктивного учебного взаимодействия, что положительно сказывается на формировании у обучающихся субъектной позиции и возникновению личностного смысла обучения, что является одним из обязательных результатов освоения образовательной программы. Образовательные потребности изучались в маркетинге, но изучение образовательных потребностей обучающихся начальной школы в контексте психологических исследований не проводилось.
-
Цель исследования:
выявить особенности понимания образовательных потребностей обучающихся начальной школы учителями с разным уровнем развития когнитивных и личностных характеристик
-
Задачи исследования:
Раскрыть психологическое содержание понятия образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Теоретически обосновать зависимость процесса понимания от когнитивных и личностных характеристик учителя. Осуществить подбор методик для исследования образовательных потребностей обучающихся и для изучения когнитивных и личностных характеристик учителей. Выполнить сравнительный анализ и выявить уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнести уровень адекватности понимания и когнитивные характеристики учителей.
-
Объект исследования – психологические факторы понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы Предмет исследования – когнитивные и личностные факторы, определяющие психологическую адекватность понимания учителями образовательных потребностей обучающихся начальной школы.
-
Гипотезы исследования
Образовательные потребности будут восприниматься учителями как неоднородный аспект учебного поведения и личности обучающегося начальной школы. Характер соотношения когнитивных и личностных характеристик учителей и психологической адекватности понимания учителями образовательных потребностей будет иметь свои особенности: значимый вклад в понимание будут вносить личностные характеристики учителей, в частности уровень эмпатии.
-
Методы исследования.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Методы сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, опрос). Методы статистической обработки, интерпретации и анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, сравнение данных по U- критерию Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса, гистограмма, диаграмма рассеяния, диаграмма размаха, %). Анализ,обработка эмпирических данных производилась с помощью компьютерной программы STATISTIСA (версия 6.0)
-
Методики диагностики
-
Эмпирическая база исследования
Общеобразовательные школы: - г. Жиздра – 2 - Жиздринского района – 8; - г. Людиново - 1. В исследовании участвовали: - 40 учителей начальных классов; - 222 обучающихся начальной школы (3-4 классы)
-
Теоретико-методологическая основа исследования
В основе исследования лежат положения личностно-ориентированного развивающего подхода в образовании (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) об обеспечении развития каждого ребенка с учетом его личностных особенностей и личностного профиля; теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин), раскрывающих структуру учебной деятельности с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.
-
Образовательные потребности обучающихся начальной школы
Совокупность субъективных ожиданий обучающегося в отношении его предметной направленности, предпочитаемых способов работы на уроке, стилей научения, характера атрибуции успеха/неуспеха и мотивации.
-
Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (мотивационные характеристики).
-
Особенности образовательных потребностей обучающихся начальной школы (стилевые характеристики).
-
Особенности образовательных потребностей обучающихся
-
Когнитивные и личностные характеристики учителей
-
Личностные характеристики учителя
-
Таблица средних значений (по медиане) адекватности понимания параметров образовательных потребностей.
-
Корреляционные связи между адекватностью понимания (АП) и пониманием параметров образовательных потребностей
-
Интеркорреляция показателей образовательных потребностей
-
Различия в адекватности понимания учителей и их местом работы (город/село)
Уровень значимости по критерию Манна-Уитни U = 122; р = 0,004
-
Различия в адекватности понимания учителей с разным и уровнем квалификации
-
Характер корреляционной связи между адекватностью понимания и уровнем эмпатии учителей
-
Различия в уровне эмпатии между группами «понимающих» и «непонимающих»учителей
Уровень значимости U=104, р = 0,009
-
Характер корреляционных связей между адекватностью понимания и шкалами эмпатии
-
Выводы
В исследовании сформулировано и раскрыто психологическое содержание образовательных потребностей обучающихся начальной школы. Удалось теоретически обосновать зависимость процесса понимания от личностных характеристик учителя. Проведен сравнительный анализ и выявлен уровень адекватности понимания учителем образовательных потребностей обучающихся. Соотнесен уровень адекватности понимания и когнитивные и личностные характеристики учителей. 5. Наибольший вклад в понимание учителями образовательных потребностей обучающихся вносит личностная характеристика уровень эмпатии, в частности, проникающая способность в эмпатии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.