Содержание
-
Профориентационное занятиепо курсу Г.В.Резапкиной
Презентация подготовлена педагогом-психологом ГОУ ЦО № 771, г.Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Урок 13
-
Психология и выбор профессии
РАЗДЕЛ 2 ЧТО Я ЗНАЮ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ Урок № 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ Урок 13
-
Урок 13 Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности , т.е. согласовывались востребованные профессией психологические особенности личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется. Широкое распространение получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента.
-
Классификация профессий Дж.Холланда
Урок 13 Классификация была разработана в 1966 году. По мнению Дж. Холланда успешность деятельности определяется такими качествами, как: - ценностные ориентации, - интересы, - установки, - отношения, - мотивы.
-
Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности, ориентированных на определенную профессиональную среду:
- реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, -интеллектуальный - на умственный труд, -социальный - на взаимодействие с социальной средой, - конвенциональный (офисный) - на четко структурированную деятельность, - предпринимательский - на руководство людьми и бизнес, - художественный (артистический) - на творчество.
-
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме:
Урок 13 цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
-
Урок 13 Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды
-
Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой.
Урок 13 Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
-
Связь типа личности и типа профессиональной среды
Урок 13
-
Суть теории Дж. Холланда:
Урок 13 Успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.
-
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
Урок 13 Позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. Предпочитаемый тип профессии и определится первыми тремя наиболее предпочитаемыми сферами деятельности.
-
Задание 1, стр. 43«Определение профессионального типа личности»
Урок 10 Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каждой профессии стоит буква. Это код профессии. Выберите профессию, которая для вас более привлекательна, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставьте «+». Если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомеханика. Код этой профессии — Р. Значит, в бланке ответов в строке «Р» надо поставить «+».
-
-
Обработка результатов
Урок 13 Подсчитайте количество плюсов в каждой строке: 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на вашу принадлежность к одному из шести профессиональных типов.
-
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р)
Урок 13 Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.
-
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И)
Урок 13 Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
-
СОЦИАЛЬНЫЙ (С)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
-
ОФИСНЫЙ (О)
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
-
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П)
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
-
АРТИСТИЧЕСКИЙ (А)
Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
-
ВАЖНО
Урок 13 В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко —обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Урок 13 Стр. 46: Ответить на контрольные вопросы Выучить определения из конспекта.
-
Конспект урока №1
Урок 13 Результаты исследований (пример)
-
Всем спасибо за внимание !!! Урок 13
-
Литература:Г.В.Резапкина, Психология и выбор профессии
Издательство «ГЕНЕЗИС» (495) 682-60-51 (495) 682-54-42 www.genesis-book.ru Урок 1
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.