Содержание
-
"Индивидуальное дефектологическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими расстройствами аутистического спектра"
Подготовила: учитель - дефектолог ГБОУ школы-интерната №3 г. о. Тольятти Макарова Светлана Викторовна
-
Аутизм (от лат.autos – сам) нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения. Аутизм - полный или частичный отказ от общения с окружающими. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
-
Особенности детей с РАС: - выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;- сложность организации собственной деятельности и поведения;- неравномерность и специфика развития психических функций;- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими;- необходимость в специально организованном образовательном пространстве.
-
Клинико – психологическая классификация
полная отрешенность от происходящего; активное отвержение; захваченность аутистическими интересами; чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
-
Основные критерии данной классификации:
Характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой; 2) Характер и степень первичных расстройств.
-
Коррекционная помощь
Лечебная помощь. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, вегето - сосудистой и вегето - висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РАС.
-
Этапы деятельности ППк по сопровождению ребенка с РАС
Предварительный этап – анализ актуальных ресурсов специалистов ОУ в соответствии с полученными рекомендациями ПМПК по сопровождению ребенка: Потребность в сопровождении (тьютор) родитель Логопед Психолог Дефектолог ЛФК
-
Первый этап- первичное обследование специалистами: педагог – психолог учитель - логопед учитель - дефектолог Второй этап коллегиальное обсуждение полученных результатов координация и согласованность взаимодействия специалистов индивидуальная программа сопровождения в соответствии с его особенностями и возможностями Третий этап коррекционная развивающая работа итоговое обследование оценка возможности
-
Общий коллегиальный подход
Учитель- логопед Общие подходы Учитель - дефектолог Инструктор ЛФК Педагог Педагог - психолог Комплексная диагностика ребенка Коллегиальное заключение и рекомендации Составление индивидуальной программы
-
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта осложненная РАС базируется на следующих основных положения специальной педагогики и психологии: - учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.);- идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребёнка. (Никольская О.С.)
-
Главные задачи дефектолога при работе с детьми с РАС: Создание адекватно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком. Все пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха и т.п. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы – это формирование у детей продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применения специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (альтернативная коммуникация, глобальное чтение). При работе необходимо учитывать следующее:- преобладание наглядных средств в предоставлении материала;- рациональное дозирование информации;- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;- вариативность уровня сложности заданий. Организация режима коммуникативного общения. Особое внимание должно уделяться работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. Коммуникацию необходимо сделать как можно конкретной и неотъемлемой частью жизни. Сопровождение образовательного процесса. При организации образовательного процесса дефектолог ориентируется на индивидуальную адаптированную образовательную программу. Наблюдения за ребенком в свободной о организованной деятельности дает возможность отслеживать достижения ребенка и своевременно вносить коррективы.
-
Цель программы: Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; Развитие познавательных процессов; Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
-
Задачи программы Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; Обучение его простым навыкам контакта; Обучение ребенка более сложным формам поведения; Развитие самосознания аутичного ребенка; Развитие ВПФ;
-
Основные этапы сопровождения I этап - установление контакта. II этап - формирование навыков учебного поведения III этап - развитие познавательной сферы
-
1 этап. В ходе данного этапа дефектолог наблюдает за ребенком, выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться, какие аффективные реакции наблюдаются у него. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы – волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки и др.) 2этап..Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребёнка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. 3 этап.На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.