Содержание
-
Инклюзивное образование на дошкольном уровне
Подготовила: воспитатель МАДОУ №78 Абдрахманова З.М. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 78" НМР РТ
-
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
-
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе
«Временная (точечная) инклюзия - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения
-
Цели и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования
обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности ; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ Специфические задачи: квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство Система задач трех уровней: коррекционный - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
-
Главные преимущества инклюзивного образования
-
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип индивидуального подхода Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников Принцип междисциплинарного подхода Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания Принцип партнерского взаимодействия с семьей Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
-
Организация предметно-развивающей среды
Среда должна быть безопасной Среда должна быть комфортной и уютной Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами Развивающая среда группы должна быть вариативной Среда должна быть информативной Среда должна постоянно обновляться
-
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело Эффективно работают как единая профессиональная команда Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.
-
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса
-
Задачи совместной деятельности
Создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми) Формирование умения поддерживать друг друга Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности Развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности Формирование навыков саморегуляции и самообслуживания
-
Формы реализации инклюзивного образования
индивидуальные занятия со специалистами активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми прием пищи дневной сон фронтальные занятия детско-родительские группы праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня
-
Этапы реализации инклюзивного образования. Первый этап
Руководитель принимает решение об организации инклюзивного образования в ДОУ; Руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и технологий, по которым работает образовательное учреждение на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей; Руководитель ОУ проводит собрание педколлектива по обсуждению основных целей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк (консилиум) и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ; Знакомство с детьми и семьями; ПМПк на основе заключения ПМПК (комиссия) и результатов диагностики, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ и индивидуальную образовательную программу; Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ; Проводятся встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы; Подписываются договоры с родителями. Составляется расписание и определяется распорядок дня.
-
Этапы реализации инклюзивного образования. Второй этап
Разработка концепции организации инклюзивной практики. Разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса. Создание методического обеспечения образовательного процесса. Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования. Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальную образовательную программу для детей с ОВЗ. Создание развивающей предметно-пространственной среды. Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением. Выстраивание партнёрских отношений со всеми участниками образовательного процесса. Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнёрами. Разрешительными документами для функционирования инклюзивного учреждения является наличие лицензии на реализацию общеобразовательных программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в физическом и психическом развитии воспитанников.
-
Успешность реализации инклюзивной практики
показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если все дети, включенные в образовательный процесс Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении; включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
-
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если педагоги принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию; реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению; принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях); эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения.
-
Вывод
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.